Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Святитель Игнатий Брянчанинов

signatii-bryanchaninovПразднуя память святителя Игнатия, помолимся ему и вчитаемся в его наставления:

"Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение духовного, хотя бы она была и богата мудростию этого мира. Она не знает, как и сколько надо ей молиться. Для вспомоществования  душе Святая Церковь установила молитвенные правила.

Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.

Цель правила – доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов.

Для молитвенного упражнения утром имеется особое собрание молитв, называемое утренними молитвами

Читать полностью ...

Радость важнее смеха

Предлагаем вашему вниманию статью диакона Павла Сержантова, опубликованную на портале Православие.ру:

mitropolit antonyОднажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Местный араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться». Наблюдение не просто интересное, оно касается немаловажных вещей. Взгляд на нас со стороны обнаруживает то, что мы сами почти не замечаем – смех заменяет нам радость. А ведь такая замена неравноценная.

Между смехом и радостью не поставишь знака равенства. Смех является лишь проявлением радости, не самой радостью. Часто бывает, человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо вытренированная улыбка «успешного человека» на месте, а радости не видно – глаза-то грустные.

Вообще говоря, смех не единственное проявление радости. Помимо смеха радость проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте, даже в слезах.

Читать полностью ...

Священная книга с философским названием

Предлагаем вашему вниманию статью диакона Павла Сержантова, опубликованную на портале Православие.ру:

septuagintЛюбой грамотный советский человек должен был знать: что первично – бытие или сознание? Разбуди его среди ночи, он заспанным голосом лепетал правильный ответ: «Бытие определяет сознание». Эта цитата из Маркса считалась единственно верным ответом на основной вопрос философии. Признаюсь, единственно верный ответ меня всегда поражал своей двусмысленностью, которую упорно не замечали марксисты. Где двусмысленность? В словах «Бытие определяет сознание» подлежащим может выступать как «бытие», так и «сознание». Ответ означает, что сознание определяется бытием или... наоборот, что бытие определяется сознанием. По многим причинам Маркс не помощник нам в размышлениях о проблеме бытия. Между тем проблема эта волнует не только философов, но и многих думающих людей.

Именно с книги Бытия начинается наше Священное Писание. За первой книгой пророка Моисея закреплено философское название. Эта книга наставит человека, который мучается, быть ему или не быть? Быть! – потому что человек сотворен Богом, и в жизни человеческой есть высокий смысл. Есть достойная цель – стать подобием Божиим. Поможет книга Бытия и тому, чья мысль не тонет в круговороте повседневных забот, а стремится к началу всех начал. Книга святого Моисея с первых слов говорит о главном: «В начале сотворил Бог небо и землю». Вечный Бог положил начало миру. Безначальный Бог создал мир, и ко всему созданному относится с деятельной любовью.

Читать полностью ...

Христос воскресе!

Только что, словами святого Иоанна Златоустого, мы провозглашали победу жизни над смертью: Где, soshestvievoadад, твое жало, где, смерть, твоя победа? Воскрес Христос — и ни один мертвец не остался во гробе. А вместе с этим мы слышим страшные вести о том, что смерть все еще косит людей вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, — где же это благовестие о победе жизни?

Смерть бывает разная: бывает телесная смерть, но бывает смерть еще более страшная — разлука окончательная, разлука вечная. И эта смерть в течение тысячелетий до прихода Христова была опытом всего человечества. Оторвавшись от Бога, потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало не только умирать телом, но стало уходить окончательно, навсегда от общения с Ним. Умерев без Него, люди оставались мертвыми без Него.

И вот Христос, Сын Божий, Бог Живой, пришел на землю.

Читать полностью ...

Книга Иова

siovСвященный писатель ставит себе целью преодоление упрощенных взглядов на Промысл. Эти взгляды усматривали прямую зависимость между страданием и грехом. Автор вкладывает их изложение в уста друзей Иова, собирая воедино всю аргументацию, заключавшуюся в том, что ни один человек не может быть праведным перед Богом, Иов наказан за какой-то грех, который им забыт. Но праведник сознает, что по закону справедливости он чист перед Богом. Именно это гораздо больше, чем его собственные страдания, мучит его.

Читать полностью ...

ДВА СВЯТИТЕЛЯ – КАК ТРИ СВЯТИТЕЛЯ

Предлагаем вашему вниманию статью диакона Павла Сержантова, опубликованную на портале Православие.ру:

stheofanНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика. Отсюда делают вывод: имея перед глазами работы учителя, к работам ученика обращаться надо лишь по вопросам, которые не раскрыты учителем.

Конечно, у сопоставления двух русских святителей есть определенные исторические основания. Как известно, жизненные пути святителей пересекались. В 1844 г. молодой иеромонах Феофан показывал архимандриту Игнатию как более опытному свой курс лекций и получил от него положительный отзыв. Примерно через двадцать лет был другой эпизод: полемика между двумя святителями о природе души человеческой и ангелов. Из-за этого эпизода некоторые люди воспринимают учение двух святителей как принципиальную альтернативу и делятся на «сторонников» и «противников» того или другого святителя. Между тем, епископ Феофан и епископ Игнатий уже давно не по разные стороны в спорном и весьма непростом вопросе. Их святые души теперь по ту сторону нашего земного удела. Они вместе у престола Божия, на одной стороне, одесную Христа. Они и прославлены были Церковью одновременно, в год 1000-летия Крещения Руси.

Читать полностью ...

Притчи Соломоновы

sud solomonaБожьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея как заповеди. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям было уделом мудрецов и нашло свое отражение в Притчах Соломоновых. По форме изложения они поэтические. Почётное звание «творец притчей» носит царь Соломон (Прит 1:1). Хотя были и другие авторы.

Первая часть книги представляет из себя своеобразный сборник увещательных речей – с 1 по 9 главу. Здесь мудрость изображается как высшее благо и единственно достойный предмет стремлений человека.

Первые главы содержат побуждения к мудрости. Глава 2 рассказывает о свойствах премудрости и её пользе для человека. Глава 3 – о  мудрости в отношениях к ближним и Богу. Далее повествуется о том, что делать человеку, стремящемуся к мудрости, и какие требования предъявляются к нему.

Книга Притч увещает избегать любопытства и сладострастия, учит добросовестности, честности и осторожности. Мудрость и глупость противопоставлены друг другу. Мудрость – главное благо. Особенного внимания заслуживает глава 31 о добродетельной жене. Это и похвала святой жене и пример для подражания.

Православная Церковь Христова высоко ставит книгу Притчей Соломона и читает ее во время служб Великого поста.

Захария Серповидец

21 февраля Церковь чтит память святого Захарии. Ветхозаветный пророк Захария проповедовал вскоре после возвращения из вавилонского плена. Придя szahariaна разоренную землю, народ впал в уныние; князь из рода Давидова, Зоровавель, и первосвященник Иисус были не в состоянии справиться с общей апатией. Строительство Храма было приостановлено. И тогда Господь послал пророка Захарию ободрить маловерных.

Книга Захарии написана в духе апокалиптической литературы. Первая часть включает восемь видений. 1) Видение ангелов, которые обходят землю. Повсюду царит мир, только Иерусалим погружен в траур. Господь обещает, что милость Его будет возвращена скорбящему народу (1:1-17). 2) Видение 4 рогов (символов силы), которые сокрушили Иерусалим. Видимо, это 4 империи, как описано в книге Даниила. Бог посылает 4 служителей, которые обуздывают мощь рогов (1:18-21). 3) Видение мужа, который измеряет площадь Иерусалима, чтобы заселить его (2:1-5). 4) Первосвященник Иисус предстает перед Богом в запятнанных одеждах (символ народного греха), и по велению Божьему его одевают в новую одежду (символ прощения). Иисусу предсказан приход Служителя Господня, имя Которого — Отрасль, Он и будет Мессией. Его приход несет прощение грехов (гл. 3). 5) Видение золотого светильника и двух маслин. Они символизируют возрождение Храма и двух помазанников — царя и первосвященника (исторически — Зоровавеля и его современника, первосвященника Иисуса, прообразовательно — Иисуса Христа). Совершится это «не воинством и не силою», но Духом Божьим (гл. 4). 6) Видение летящего свитка, означающего список грехов (5:1-4). По другому переводу – в небе летит серп, отсюда Захария называется Серповидцем. 7) Видение эфы (меры веса), бремени зла, которое снимает Мессия (5:5-11). 8) Ангелы обходят землю. На сей раз мир воцарился повсюду (6:1-8).

Читать полностью ...

Пророк Малахия

smalahyaЖил за 400 лет до Р.Х. во время возвращения иудеев из плена Вавилонского.

Малахия – последний ветхозаветный пророк, поэтому его назвали печатью пророков. Его имя значит ангел или вестник, и сам он был образцом доброты и благочестия.

В пророчествах обличал иудеев в отступлении от Божьего Слова, предсказывал пришествие Иисуса Христа и Предтечи, говорил и о последнем Суде.

Память пророка Малахии совершается 15 января.

Пророк Даниил и три отрока (память 30 декабря)

tri otrokaКнига Даниила стала распространяться в народе Божьем в самое нужное время – в годину жестоких гонений на веру. Было это за полтораста лет до рождения Спасителя. В книге Даниила описаны события Вавилонского плена, когда тоже многие в условиях языческого гсподства сохраняли веру, не щадя своей жизни.

Так было с Даниилом, так было и с тремя отроками, о которых мы постоянно вспоминаем в самом конце канона утрени. На слуху эти слова: «От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси». И еще: «Седмерицею пещь, халдейский мучитель, богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки».

Святый Даниил и отроки, молитесь о нашей вере, чтобы она была крепкой, как некогда Ваша вера была непреклонна!

Пророк Аггей

Пророк АггейПроповедовал вместе с пророком Захарией во время восстановления Иерусалимского храма после Вавилонского плена в 520 г. до н.э.

Сначала пророк укоряет вождей и народ за нерадение к святому делу, воссозданию Храма. Затем возвещает о Царстве Мессии, которое будет связано с восстановлением святилища. Тяжелое положение народа - последствия Божьего гнева. Проекты одноэтажных домов Z500 - http://z500proekty.ru/doma/tag-odnoetazhnie.html . Богу не угодны жертвы без покаяния. Скоро придет Мессия, и земная сила будет ниспровергнута. Это основные темы пророчеств.

Память пророка Аггея Православная Церковь празднует 29 декабря.

Пророк Софония

Софония происходил из знатной семьи, время служения пророка пришлось на царствование Иосии (640–609 до н.э.). sofonia

Ассирия подчинила власти иудейские не только политически, но и духовно. В Иерусалим стали проникать языческие обычаи. Возродилось почитание звезд («воинства небесного»), даже человеческие жертвоприношения. Голос пророков умолк, религиозная оппозиция жестоко подавлялась. Это был последний и самый страшный рецидив двоеверия в ветхозаветной истории. Против него и возвысил голос пророк Софония. Два обстоятельства способствовали его открытому выступлению: на престол Давида был возведен малолетний Иосия, и правителями оказались царедворцы, не хотевшие продолжения прежней политики; кроме того, вторжение скифов стало предзнаменованием кризиса ассирийской державы.

Пророк Софония, видимо, проповедовал в Храме во время богослужения. Его пророчества близки к сакральным гимнам, продолжают традицию пророка Амоса с его грозным пафосом близкого Суда Божьего. Книга Софонии написана стихами, четко делится на три части: а) пророчество о Судном Дне Господнем (1:1-2:3); б) грозные речи, обращенные к народам (2:4-15); в) грехопадение Иерусалима и весть о грядущем спасении (3).

Читать полностью ...

Пророк Аввакум

Пророк поднимает один из самых мучительных вопросов: почему Бог допускает зло в мире? Пророк не пытается решать его умозрительно, а прямо avvakumобращается к Господу с молитвой, полной скорбного недоумения:

«Для чего даешь мне видеть злодейство

и смотреть на бедствия?

Грабительство и насилие предо мною;

и восстает вражда и поднимается раздор.

От этого Закон потерял силу,

и суда правильного нет:

так как нечестивый одолевает праведного,

то и суд происходит превратный» (1:3-4).

Читать полностью ...

Пророк Наум

prof-naoum-ist2010Жил он в те годы, когда господству ассирийцев на Ближнем Востоке пришел конец. Еще в 853 г. до Р. Х. Израиль впервые столкнулся
с Ассирией, а вскоре Самария и Иерусалим признали себя вассалами ассирийцев. Империя постепенно включила в себя Сирию, Египет, Вавилон, завоевательные походы ассирийских царей отличались жестокостью. Гнет поработителей вызывал постоянные восстания. Палестинские царства принимали в них участие, в результате чего Самария была разрушена (722 г.), а Иерусалим неоднократно подвергался осадам. В конце 7 в. Поднялась Вавилония и в союзе с мидийцами нанесла Ассирии сокрушительный удар, в 612 г. была взята столица Ассирии – Ниневия.

Об этих событиях повествует книга пророка Наума. Книга состоит из 3 поэм, посвященных: 1) Суду Божьему над Ассирией (гл.1); 2) гибели Ниневии (гл.2); 3) причинам падения Ниневии (гл.3).

Читать полностью ...

Авдий пророк

О самом пророке ничего не известно. Большинство толкователей относят время его жизни к послепленному периоду. Его книга самая краткая из книг avdyВетхого Завета. Как говорит блаженный Иероним, «это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям».

Пророчество почти целиком обращено к царству Эдома (Идумее).Господь устами Авдия осуждает Эдом за его преступления. Напрасно он уповает на горы в надежде, что они защитят его (3-4); он притеснял своего брата, злорадствовал, видя его бедствия, посягал на его земли, за что сам будет повержен (1-14). Первая часть книги обличает братоубийственную рознь, вторая (15-21) есть пророчество о Суде над всеми народами. Авдий предрекает восстановление Святой земли, которая в его книге становится прообразом Царства Божьего. Хотите открывать бесплатные кейсы cs go , ну тогда вам к нам =)

Авдий – первый среди пророков, у которого мы находим прямое указание на это Царство: «И будет царствовать Господь».

Пророк Иоиль (память 1 ноября)

прор. ИоильЭта ветхозаветная книга написана в поэтической форме. Датируют ее временем, близким к концу деятельности Неемии,схождение Св. Духа т.е. около 400 до Р.Х.

Делится книга пророка Иоиля на две части: 1) нашествие саранчи как бедствие, подобное казням египетским; призыв к покаянию и обетование спасения (1:1-2:27); 2) небесный Суд и благословение в День Господень (2:28-3:21). Пророк Иоиль предвещает великие испытания перед тем, как наступит торжество Божьей правды. Полчища вражеских сил сравниваются им с алчной саранчой, которая движется, опустошая все на своем пути. Это видение нашло отзвук в Откр 9:9. Оно означает, что путь к Царству Божьему проходит через катастрофы и кризисы, вызванные разгулом темных сил. Но придет день, когда молитвы верных будут услышаны, и Бог изгонит в пустыню и в море (символы демонизма) полчища Своих врагов, как Он очистил поля Иудеи от саранчи. Тогда наступит благословенный день излияния Духа Божьего. Горизонт пророка еще ограничен земными рамками; поэтому торжество Царства Божьего он изображает плотскими чертами — как изобилие даров земли (2:21-22). Но все же главный дар — это явление Духа, когда «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (2:32).

Фраза оригинального текста «ки натан лахем эт хаморе лицдака» (2:23) в синодальном переводе читается: «даст вам дождь в меру». Но существует и другой перевод: «Он даст вам Наставника правды» (так в  латинской Вульгате). Тогда пророчество Иоиля имеет мессианское значение. В день Пятидесятницы апостол Петр, обращаясь к жителям Иерусалима, ссылался на слова святого Иоиля как на предсказание о новозаветном даре Духа (Деян 2:16-21). Поэтому в навечерие праздника Святой Троицы читаются паремии из Иоиля.