- Подробности
-
Опубликовано 14.12.2011 10:58
Пророк поднимает один из самых мучительных вопросов: почему Бог допускает зло в мире? Пророк не пытается решать его умозрительно, а прямо обращается к Господу с молитвой, полной скорбного недоумения:
«Для чего даешь мне видеть злодейство
и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною;
и восстает вражда и поднимается раздор.
От этого Закон потерял силу,
и суда правильного нет:
так как нечестивый одолевает праведного,
то и суд происходит превратный» (1:3-4).
Прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», которому будет дано попирать царей и разрушать крепости. «Сила его — бог его» (1:6-11). Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления, и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель? И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет»(2:4).
В этих словах заключена сама суть книги. Зло порождается злом. Род человеческий пожинает то, что посеял сам. Но это не значит, что Промысл бездействует. Он непостижимым образом ведет людей через страдания к высшей цели. Человек не может охватить разумом всю необъятность путей Сущего. Бог лишь ждет от верных полного доверия к Себе. В бурях жизни сможет устоять только тот, кто сохранил веру. Уповающие на силу, на идолов, не верящие в нравственный миропорядок будут посрамлены. Рухнут грады, построенные «на крови», восторжествует правда Божья.
В завершающем книгу псалме рисуется грозное Богоявление, описанное
как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Прежде знаком
милости Божьей человек считал земное благоденствие, Аввакум поднимается на новую ступень. Жизнь для него не в этих знаках, а в Самом Господе, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего (3:17-18).
Это сказано еще до того, как была открыта тайна воскресения. Поэтому несокрушимая вера Аввакума приобретает характер самоотречения ради любви к Господу. Его упование пронизано мессианским духом, хотя прямо о Мессии он не говорит. Вера Аввакума послужила исходной точкой для учения о спасающей вере в Иисуса Христа (Рим 1:16). Вера означает не просто убеждение, а верность, преданность, доверие. Эта верность-доверие есть главное средство для единения с Богом. Вера дает жизнь.