Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Слово новомучеников 27. Последнее слово митрополита Вениамина.

 

Декрет от отделении Церкви от государства поставил власть в Русской церкви вне закона и лишил её имущества. Но чтобы заставить замолчать – недостаточно что-либо запретить. Нужно уничтожить, убить, обесчестить.

Именно на это был направлен Петроградский процесс. Под видом суда за сопротивление изъятию церковных ценностей, Советская власть физически устраняла митрополита Вениамина и его сподвижников, сопротивлявшихся захвату церковной власти пособниками большевиков.

Но прежде вынесения смертного приговора нужно было убедить жителей города, что церковники – враги, а любимый народом митрополит – главный из этих врагов. Для этого был устроен показательный процесс. Перед приговором, почти перед открытой могилой, слово в свою защиту произнесли обвиняемые. Сто лет спустя это слово, слово новомучеников, звучит в тех же стенах.

Слово новомучеников 26.Тюремные дневники. Архим. Гурий Егоров.

 

В 1918 году в Петрограде было образовано Александро-Невское братство. У его истоков стояли три молодых иеромонаха: Гурий Егоров, Лев Егоров и Иннокентий Тихонов. Перед самой Революцией они развернули активную деятельность, вдохновляли молодых петроградцев на подвиги молитвы, милосердия и просвещения, помогали им жить вместе и жить церковно в непростое время.

Масштабные репрессии начались в 1922 году. 1 июня, сразу вслед за митр. Вениамином, были арестованы еп. Иннокентий и архимандрит Гурий, 16 июня — иеромонах Лев и ещё около 30 братчиков. Главной причиной арестов и фабрикации особого «дела православных братств» было стремление властей поставить во главе Петроградской епархии сговорчивых обновленцев.

Архимандрит Гурий пробыл в петроградских тюрьмах целый год, после чего был отправлен этапом в Зырянский край, а затем в Среднюю Азию. В тюрьме он, как и все, тяжело переживал несвободу. Строки из его дневника описывают переживания архимандрита Гурия и те выводы, которые он сделал для себя, находясь среди решеток, тюремных замков и неизвестности печально известной «Шпалерки».

Слово новомучеников 25.Митрополит Агафангел Ярославский против обновленцев.

Плоды организованного ГПУ обновленческого раскола не заставили себя ждать: пока митрополит Вениамин Петроградский находился под арестом за запрещение представителей «Живой Церкви» в служении, три епископа опубликовали текст, вошедший в историю как «меморандум трёх».

Правящие архиереи Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) объявили обновленческое церковное управление единственным законным органом Церковной власти. Перед лицом опасности церковного раскола митрополит Агафангел решительно выступил с осуждением «новой власти» (Послание митр. Агафангела… @Telegraph), не побоявшись повторить судьбу своего Петроградского собрата.

Этот протест имел ключевое значение в глазах современников, поскольку именно митрополиту Агафангелу Святейший патриарх Тихон после своего ареста дал поручение быть его заместителем.

Слово новомучеников 24. "Отлучению подлежат все, присоединяющиеся к ним"

Петербургские священники Введенский, Красницкий и Белков, "вынужденные принять управление Церквью" в качестве курируемого ГПУ обновленческого раскола, прибыли в Петроград с сообщением об отречении патриарха Тихона.

Митрополит Вениамин, хотя и не имел доступа к информации о том, что в действительности произошло в Москве, сразу заподозрил неладное. Однако вместо того, чтобы обратиться за разъяснениями в органы власти и начать процесс переговоров, иерарх запретил в служении (https://telegra.ph/Poslanie-mitropoli...) всех членов незаконной структуры.

Он был арестован после того, как отказался отозвать это запрещение по требованию ГПУ. Именно оно стало причиной последовавшего за арестом расстрела. Единство Церкви было для него той ценностью, ради которой он пожертвовал жизнью.

Слово новомучеников 23. "Я все ко­леб­люсь, не луч­ше ли еще по­жить?" О. Василий Соколов из тюрьмы.

Священномученик Василий Соколов не был прирождённым героем. Он был деятельным пастырем и семьянином: служил у престола 32 года, воспитывал шестерых детей после смерти супруги, руководил братством “Ми­ло­серд­ный са­ма­ря­нин”.

Арестованный в связи с кампанией об изъятии церковных ценностей, он долго пребывал в Бутырской тюрьме, не зная вынесенного ему приговора. Его письма (https://telegra.ph/Pisma-o-Vasiliya-S...) "всем любящим и помнящим" показывают, какое внутреннее борение проходили будущие мученики, с каким покаянным трудом оно было сопряжено и как тяжело далась им победа.

"Ни­ко­гда не па­дал так ду­хом, как в эти дни" пишет прот. Василий 23 мая 1922 года. И уже 26 мая, в предсмертном письме (https://telegra.ph/Pismo-o-Vasiliya-S...) молится: "Гос­по­ди, при­ми эту кровь мою в очи­ще­ние мо­их гре­хов, ко­то­рых у ме­ня и лич­но, и осо­бен­но как у пас­ты­ря, очень мно­го".

Слово новомучеников #22. Обновленцы против патр. Тихона.

Группа «прогрессивного духовенства», поощряемая ГПУ, решительно взялась за дело «обновления Церкви». Первой своей задачей они видели отстранение от власти патриарха Тихона и создание собственного органа церковного управления.

В этом выпуске мы увидим на какие подлоги и манипуляции они шли, чтобы выдать свои действия за заботу о благе Церкви, а свой захват власти — процессом легитимной её передачи.

слово новомучеников 21. «Надо превратить реформацию церкви в выкидыш». Троцкий

Попытка советских властей подчинить себе Церковь через её главу, свт. Тихона, провалились. Патриарх не пошёл ни на один предложенный ему компромисс.

В марте 1922 года правительство принимает решение изменить тактику, применив метод "разделяй и властвуй". Этим выпуском мы начинаем рассказ об истории искуственно сконструированного властью обновленческого раскола.

Программу по ликвидации Церкви через опору на её "прогрессивные" элементы составил тов. Троцкий.

Слово новомучеников 20. Секретное письмо Ленина членам Политбюро.

Успехи патриарха Тихона в сборе средств на помощь голодающим шли вразрез с действительными планами правительства на кампанию по изъятию церковных ценностей.

После событий в Шуе, Ленин пишет специальное секретное письмо, чтобы скорректировать действия партии в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.

Главная мысль этого письма: "чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".

Слово новомучеников 18. церковного управления (Указ 362).

 

Документ, который мы читаем в сегодняшнем выпуске, не похож ни на один другой в истории Русской Церкви. Указом № 362 от 20 ноября 1920 года допускалось прекращение деятельности высшего церковного управления, потеря всякой связи с патриархом, а также глубокая дезорганизация церковной жизни.

Архиереям на местах (а также мирянам и клиру при их отсутствии) было предписано в любых обстоятельствах инициативно, творчески-свободно выстраивать жизнь Церкви, используя любые имеющиеся возможности. Все постановление проникнуто духом церковной свободы и, более того, доверием к этой свободе.

Слово новомучеников 19. Пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на смерть!

 

«Голодающие Поволжья». Сейчас это словосочетание воспринимается как элемент советской агитации. Тогда же, в 1921–1922 годах под этими словами подразумевались тысячи умерших в день, канибализм, разруха и перспектива ещё более страшного голода в следующем году.

Только общее усилие всего населения страны и неравнодушных людей зарубежом могло переломить ситуацию. Именно в этот момент Советская власть осознала, что настоящим доверием и внутри и вне страны пользуется только Церковь. Патриарху Тихону было разрешено обратиться с воззванием о помощи голодающим ко всем людям доброй воли.

Текст этого воззвания, оглашенного в августе 1921 года с амвона Храма Христа Спасителя, прочтёт председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).