Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Гоголь Н.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. Заключение

Заключение    

Действие божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света, и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, покорный призванью диакона,– душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко.

По выходе из храма, где он присутствовал при божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было, в каком бы ни было... [91] сохраняет невольно в душе своей высокое начертанье любовного обращенья с людьми, принесенного с небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней с подчиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется, как самому Спасителю. Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать, чувствует он больше (наслажд), с любовью дает он неимущему. Если он неимущий, он благодарно принимает малейшее даяние: растроганное сердце его теряется в благодарности, и никогда с такой признательностью не молится он о своем благодетеле. И все, прилежно слушавшие божественную литургию, выходят кротче, милее в обхожденье с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках. 

Читать полностью ...

Гоголь Н.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. Литургия верных

Литургия верных                                                                                             

В закрытом олтаре иерей распростирает на святом престоле антиминс, вместопрестолие, – плат с изображением тела Спасителя, на который должны быть постановлены приуготовленные им на проскомидии святой хлеб и чаша, исполненная вина и воды, и которые с бокового жертвенника перенесутся теперь торжественно в виду всех верных.

Распростерши антиминс, – напоминающий время гонений христиан, когда церковь не имела постоянного пребывания и, не могши переносить с собою престола, стала употреблять сей плат с частицами мощей, и который остался как бы в возвещенье, что и ныне не прикрепляется она ни к какому исключительному зданью, городу или месту, но как корабль носится поверх волн сего мира, не водружая нигде своего якоря: ее якорь на небесах, – распростерши сей антиминс, он приступает к престолу так, как бы приступал к нему в первый раз и как бы только теперь готовился начинать настоящее служение: ибо в первоначальное время у христиан только теперь открьшался престол, доселе остававшийся закрытым и занавешенным по причине присутствия оглашенных, и только теперь начинались настоящие моленья верных. Еще в закрытом олтаре припадает он к престолу, и двумя молитвами верных молится он об очищении своем, о неосужденном предстоянии святому жертвеннику, об удостоении его приносить жертвы в чистом свидетельстве совести. А диакон, стоя на амвоне посреди церкви, изобразуя ангела, побудителя к молитвам, держа орарь тремя перстами, призывает всех верных к тем же молениям, какими начиналась литургия оглашенных. 

Читать полностью ...

Гоголь Н.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. Литургия оглашенных


Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Как первая часть, проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его рождению, открытому только ангелам да немногим людям, Его младенчеству и пребыванию в сокровенной неизвестности до времени появленья в мир,– так вторая соответствует Его жизни в мире посреди людей, которых огласил Он словом истины. Называется она литургией оглашенных еще потому, что в первоначальные времена христиан к ней допускались и те, которые только готовились быть христианами, еще не приняли св. крещения и находились в числе оглашенных. Притом самый образ ее священнодействий, состоя из чтений пророков, апостола [44] и св. евангелия, есть уже преимущественно огласительный. 

      Иерей начинает литургию возглашеньем из глубины олтаря: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа...» Так как чрез воплощенье Сына стало миру очевидно ясно таинство Троицы [45], то по этому самому троичное возглашенье предшествует и предсияет начинанью всяких действий, и молящийся, отрешившися от всего, должен с первого разу поставить себя в царстве Троицы. 

Читать полностью ...

Гоголь Н.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. Проскомидия


Проскомидия

Священник, которому предстоит совершать литургию, должен еще с вечера трезвиться телом и духом, должен быть примирен со всеми, должен опасаться питать какое-нибудь неудовольствие на кого бы то ни было. Когда же наступит время, идет он в церковь; вместе с диаконом поклоняются они оба пред царскими вратами [9], целуют образ Спасителя, целуют образ Богородицы, поклоняются ликам святых всех, поклоняются всем предстоящим [10] направо и налево, испрашивая сим поклоном себе прощения у всех, и входят в олтарь [11], произнося в себе псалом [12]: «Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему во страсе Твоем».

И, приступив к престолу [лицом к востоку], повергают пред ним три наземные поклоны и целуют на нем пребывающее евангелие, как бы самого Господа, сидящего на престоле; целуют потом и самую трапезу и приступают к облачению себя в священные одежды, чтобы отделиться не только от других людей, – и от самих себя, ничего не напомнить в себе другим похожего на человека, занимающегося ежедневными житейскими делами. И произнося в себе: «Боже! очисти меня грешнаго и помилуй меня!», священник и диакон берут в руки одежды.

Читать полностью ...

Гоголь Н.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

                                                                                                                                  

Предисловие

Целью этой книги – показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением.

Из множества объяснений, сделанных Отцами и Учителями, выбраны здесь только те, которые доступны всем своей простотою и доступностью, которые служат преимущественно к тому, чтобы понять необходимый и правильный исход одного действия из другого.

Намеренье издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читателя порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманьем следующему за литургиею, повторяя всякое слово, глубокое внутреннее значенье ее раскрываться будет само собою. 

Читать полностью ...

Голос

Православие свободно от 207

музыкальных инструментов в богослужении

(органа и прочих). Инструменты обмирщают службу,

заменяя человеческий голос и слово 

бессловесными и неразумными звуками,

заменяя духовное возвышение

эстетической эмоциональностью.

От Бога

Нас всех друг другу посылает Бог.9aeae

На горе иль на радость – неизвестно…

Пока не проживем цикличный срок,

Пока мы не ответим свой урок,

И не сдадим экзамен жизни честно.

Мы все друг другу до смерти нужны,

Хоть не всегда полезность очевидна…

Не так уж наши должности важны,

И не всегда друг к другу мы нежны -

Бывает и досадно, и обидно…

Читать полностью ...

Основная страсть

263Прежде всего надо найти главную страсть,

но бороться в первую очередь следует именно с той,

которой в данный момент борет нас бес.

Страсти между собой связаны, как кольца цепи.

Поэтому, в какой мере будет ослаблена основная страсть,

будут ослаблены и остальные страсти.

прот. Александр Ильин

Старец Иоанн Крестьянкин о судьбах мира

250px-John KrestiankinПомню один человек приступил к отцу Иоанну с вопросами на тему «как нам обустроить Россию», а батюшка в ответ процитировал ему фрагмент письма инока XIV столетия, который отвечал современнику на подобные же вопросы:

«И ты со мною грешным и худым иноком … совета о сем не имей: еже бы высоту небесную уведети и глубину морскую измерити, и концы земныя обтицати и изчислити, и езерам и рекам каменная стезя художествовати, и весь мир строити, и якоже в круг некый вселенную всю объяти, и всех в един нрав привести и от всея поднебесныя неправду, и лукавство, и всякое злохитрьство изгнати, не навыкл есмь: понеже безумен и окаянен есмь человек и не делатель ни которому благу, но точию божественныя и отеческия писания глаголю слышащим и приемлющим и хотящим спастися».

иеросхим. Валентин

Канон Андрея Критского

Патриарх ПименВеликий покаянный канон читает

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

 

Аудиозапись: http://predanie.ru/audio/audiozapisi-molitv/velikii-pokayannyi-kanon-prepodobnogo-andreya-kritskogo/ 

Самое важное в разговоре

263Беседы могут быть мерой облегчения людям.

Самое важное – это избежать осуждения во время разговора.

Чувство осуждения должно заменить чувством сострадания,

потому что люди большей частью находятся в слепоте и рабстве.

Жалеть надо всякого человека, каким бы он ни был.


Прот. Александр Ильин

Сердце человеческое

263Человек как почка. Если попробуешь его развернуть раньше времени, то погубишь. Придет время – и почка раскроется, так и сердце человеческое. Важно сначала Царство Божие созидать в своем сердце. До времени не надо насиловать почку. Когда сердце очистится, оно само раскроется.

В трех вещах заключается жизнь христианская – в покаянии, чистоте и усовершении себя. Покаяние – оставление прежнего и печаль о нем; чистота – сердце, милующее всякую тварную природу; усовершение – глубина смирения.

прот. Александр Ильин

Зачем нужен навык молитвы?

03-SOFRONIYЭто произошло в кругу лиц, знакомых мне. В одном европейском городе два брата женились почти одновременно на двух девушках. Одна из них – доктор медицины, большого ума и сильного характера. Другая – более красивая, живая, интеллигентная, но не слишком интеллектуальная. Когда приблизилось время родить для обеих, то свой первый опыт они решили совершить, следуя незадолго перед тем появившейся теории «безболезненных родов».

Первая, доктор медицины, быстро поняла весь механизм и после двух-трех уроков гимнастики оставила упражнения, уверенная, что в нужный момент реализует свои знания. Другая имела очень примитивное представление об анатомии, не была расположена заняться теорией, а просто с усердием отдалась повторению предписанного комплекса движений тела; достаточно освоившись, пошла на предстоящую операцию. И что же вы думаете? Первая, в момент родов, с начала появления болей, позабыла все свои теории и родила с большим трудом, «в болезни». Другая же – без болей и почти без труда.

Так будет и с нами. Понять «механизм» умной молитвы для образованнного человека легко. Но в час смерти, когда мозг теряет ясность и сердце испытывает сильные боли или ослабление молитва может потеряться.

Архим. Софроний (Сахаров)

Хорошие врачи учили примером

16382Наши замечательные учителя учили своим примером, что придя в клинику, надо прежде всего надеть халат, забежать в палату: «Доброе утро! Как дела?». Причем не надо изображать чрезмерный энтузиазм – люди поймут, что это наигрыш. Не следует и показывать чрезмерную озабоченность, надо найти какую-то золотую середину.

Раз зашел, в течение рабочего дня зашел на обход. Уходя, опять забежал: «Как там, все нормально у нас? Ничего? Хорошо. Что читаете? Ну ладно, счастливо, до утра». Человек понимает, что ты с ним общаешься, относишься к нему как к человеку, переживаешь, стараешься помочь.

проф. Александр Недоступ, кардиолог

Святитель нынешнего дня

b47

Помощь наркоманам

В нашем обществе отношение к наркоманам негативное. Многие настроены их изолировать,епископ Мефодий а не вернуть в общество. Более склонны построить для них систему наказаний, а не систему помощи. Если на наркоманов начать смотреть как на людей, попавших в беду, а не как на преступников, тогда и отношение к ним изменится, и другие законы появятся.

Наркозависимый не просит о помощи, потому что ожидает, что получит не помощь, а большие неприятности. В итоге зачастую мы встречаем наркоманов уже в терминальной стадии, когда терять им просто нечего – не осталось ни здоровья, ни семьи, ни друзей. Это как если бы онкобольные обращались за помощью только на четвертой стадии заболевания. Когда человек уже погиб от наркомании, то можно сказать, что он был безнадежным. Но пока он жив, надежда на исцеление остается.

http://www.pravoslavie.ru/104608.html