Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Мысли на каждый день. Феофан Затворник. Часть 1

 

В Православной Церкви во время богослужения положены для чтения на каждый день года отрывки из Священного Писания. Святитель Феофан Затворник составил книгу собственных размышлений на чтение из книг Священного Писания. Они расположены в соответствии с Православным церковным календарем, начиная с 1/14 января, далее по Неделям (воскресеньям) и дням седмицы.Каждый день Преосвященный Феофан смиренно и благоговейно размышляет над Словом Божием, которое для православного христианина является высшим авторитетом и самой надежной опорой.

Поспешные умозаключения или карикатура?

Diachkova Каковы истоки негативного представления о православных среди декларирующих толерантность сторонников либеральных ценностей? В обществе до сих пор не изжит социальный стереотип «православный/православные», сформированный атеистической пропагандой в советские годы.

Словосочетание «поспешные умозаключения» — это выражение Дж. Лакоффа, с помощью которого он характеризует социальные стереотипы, то есть сложившиеся в обществе устойчивые представления о чем-либо. Согласно американским стереотипам, любой политик – это самовлюбленный и беспечный интриган; любой японец всегда трудолюбив, вежлив и умен [Лакофф 2004, с. 121]. К этому списку можно добавить выражения «чопорные англичане», «пунктуальные немцы». Стереотипы облегчают жизнь, позволяют экономить усилия при восприятии сложных социальных объектов. Они образуют некую упорядоченную картину мира, к которой мы приспосабливаемся и потому чувствуем себя защищенными. Любое покушение на эту картину, состоящую из стереотипов, мы воспринимаем как покушение на нашу личность [Липпман 2004]. В самом факте стереотипизации нет ничего плохого, более того: «отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человеческую жизнь» [Липпман 2004]. Однако оценочность, всегда присутствующая в стереотипах, является их потенциально опасным свойством, она может стать основой оппозиции «свой — чужой».

Читать полностью ...

«Последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации

PARIJЭпохи отражаются в слоганах, которые к ним прирастают.

Достаточно вспомнить «Liberté, égalité, fraternité», и в воображении встают толпы парижан, ликующих вокруг гильотины. Такой же энергией обладают лозунги «Мир – народам», «Земля – крестьянам». Новые времена – новые песни. За тысячекратно повторенным в газетах изречением «Нельзя перепрыгнуть пропасть в два приема» доверчивому читателю предлагалось выполнить это сальто в один прием с гарантией полной удачи прыжка – в памяти открываются видения толп, скандирующих: «Ры-нок! Ры-нок!», а затем, в качестве десерта или похмелья, видятся толпы у запертых дверей контор, требующие дивидендов в обмен на мавродиевские акции.

Среди паролей, в которых «отразился век и современный человек», присутствуют и литературные цитаты и аллюзии. Иногда меткие и глубокомысленные, вроде заимствованной у знаменитого «сатирического старца» о «суровости российских законов, смягчаемой необязательностью их исполнения». Иногда диковинные: давно уже по газетным статьям скачет неутомимая унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Неискушенные читатели по подсказке газетных эрудитов воображают экзекуцию, вдовой добровольно исполненную, в то время как у Гоголя это только нелепая и забавная оговорка персонажа – никакой сцены самобичевания в «Ревизоре» нет. 

Читать полностью ...

Немного литургики

Типикон - отдание праздника УспенияОткрыв церковный календарь на 8 декабря, мы увидим первой строкой "Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы". Что это такое — отдание праздника? Ответ можно найти в книге "Литургика" М.С.Красовицкой.

Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство — это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство — это несколько дней после первого дня праздника, когда мы продолжаем его праздновать. Завершаются эти дни отданием.

Отдание — это особый день, когда совершается служба (за некоторыми исключениями) только лишь одному празднику, но не такая торжественная, как в первый день. Предпразднство и попразднство имеют различную продолжительность. Предпразднство бывает один день, как у Крестовоздвижения, а у Рождества и Богоявления предпразднство 5 дней. Попразднство бывает один день, а бывает 9 дней, как после Успения и Богоявления. Отдание Пасхи вообще совершается накануне Вознесения — на 39 день Праздника праздников.  Предпразднство и попразднство имеют свои особые правила богослужения. Они не совпадают с Уставом обычных дней, и субботних, и воскресных. Если предпразднство и попразднство, то действует особый устав; службы носят праздничный характер, который проявляется в особых формах.

Уникальность отдания Введения в том, что это единственный праздник в Типиконе (уставе о богослужении), отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых. Завтра будут соединяться три службы: воскресная 7 гласа, отдания праздника Введения во храм и священномученика Климента, папы Римского.

Читать полностью ...

Валентин Стариков. Моя судьба давно впадает в Волгу


Моя судьба давно впадает в Волгу.                                                                                                     VOLGA 1
В часы, когда не ладится житьё,
Я выхожу на берег – и подолгу
Гляжу в глаза лучистые её.
Она встречает мудро, как святая,
Сияя нимбом – и не мудрено,
Что все печали разом отлетают,
В её глубинах падая на дно.
Уйдут друзья, что были ненадёжны.
Найду других – ведь ими жизнь полна.
А Волгу мне придумать невозможно.
Она у нас, как солнышко, одна.
Меня врачует Волга не речами –
Волшебной силой делится со мной.
Её поддержку чувствую плечами.
Её дыханье слышу за спиной.

Из интервью с иконописцем

Икона Николая ЦилсавидисаЕсть много способов сбиться с пути и только один – остаться на пути к Богу. Этот способ – трезвое понимание, что всё, что у тебя есть, – это от Бога. Мой отец говорил мне: «Если ты чувствуешь, что достиг мастерства, что ты быстро продвигаешься в том, что касается техники, то всё бросай и начинай с нуля. Вспомни, что ты служитель Господа, что ты пишешь только Его и ищешь Его любовь». А что касается технического мастерства, мой отец приводил такой пример. Если ты возомнил о себе нечто, прекрати работу, выйди на улицу. Подними с земли опавший лист и посмотри, в каком совершенстве он сотворен Богом. Всё от Него. Вернись и помолись Господу: «У меня нет ничего. У меня есть только Ты. Ты Тот, Кого я ищу. Ты даешь всё, что мне нужно». Отец говорил: «То, что делают люди, – это повторимо, это достижимо, это легко. Невозможно достичь того, что дает Бог. Именно это ты должен взять и передать людям». Когда мой отец работал на Святой горе, создавал фрески, мозаики, люди подходили, смотрели на его работу и восхищались. А он говорил: почему вы восхищаетесь этим? Господь дает людям возможность стать святыми – вот это великое чудо. И это – наша цель, чем бы мы ни занимались.

Читать полностью ...

Об иге Христовом

Сёрен КьеркегорНа нашем сайте уже была публикация по книге Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий”. Сегодня мы решили предложить вашему вниманию еще несколько её фрагментов.

Веруй, что иго во благо тебе. Это благое иго есть иго Христово. Но каково тогда это иго? Да, оно может быть крайне различным, но только то иго — Христово, о котором страдающий верит, что оно во благо ему. Тем самым, рассуждая по-человечески, не прибавляется никаких новых страданий, но и из прежних тоже не убавляется ничего; то есть всё остаётся неизменным; и всё же тем самым дана эта великая мысль, эта точка опоры вне Земли: вера.

Это не изобретение мирского ума, не плод его мелочной и болтливой деловитости, без конца рассуждающей о пользе и благе: нет, это немногословная вера, которая верит в благое. Можно, пользуясь мирским умом, ползти по миру, уклониться от многих неприятностей, от некоторых отбрехаться, для некоторых найти средство, позволяющее их разрешить; но всё это так же далеко отстоит от веры, как от того, чтобы двигать горы.

Когда вера держится благого и движет гору, тогда радость веры столь велика, что иго поистине легко. Именно представление о том, насколько тяжело то, что однако удаётся сделать с помощью веры, делает иго лёгким. Когда кто-нибудь поднимает перо, он говорит: это легко; но когда кто-то подходит к огромному весу, и, видя его, отчаивается в своих собственных силах, но всё же берётся за него, и вот ему удаётся поднять этот вес: тогда его охватывает такая радость, что он, радостно удивляясь этому чуду, восклицает: это легко.

Читать полностью ...

Митрополит Антоний о молитвах за усопших

Смерть таинственна... Перед лицом ее и плач и горе наши делаются слишком малыми для тойМитрополит Антоний тайны, перед которой мы стоим, и потому так торжественна и так полна веры и надежды, так полна любви и благоговения служба отпевания человека. Каждое слово в ней — слово веры; первые слова ее — «Благословен Бог наш». Сколько нужно уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отшедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовася тебе место упокоения...» Каждое слово нашего богослужения крепко  только правдивостью этой веры и неколеблющейся надежды, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, осиротевшего на время, до воскресения, от своей души.

Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошел в мир, этим телом он воспринял все, чем мир богат — и страшное и дивное. Этим телом он приобщился к Божественным тайнам:

Читать полностью ...

Ж.-К. Ларше. «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек»

LARSHEВниманию читателей предлагается рецензия на книгу Ж.-К. Ларше «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек: Вклад в современный межправославный и межхристианский диалог».

Ж.-К. Ларше, православный патролог и богослов, широко известен в мировой науке как автор более двадцати монографий, посвященных различным сторонам христианского духовного и богословского наследия. В сфере его интересов широкий круг самостоятельных тем: от вопросов сугубо текстологических и исторических до актуальных проблем биоэтики. Особенные заслуги принадлежат этому автору в изучении наследия преподобного Максима Исповедника, которому он посвятил не одну монографию, а также перевел на французский язык и опубликовал ряд его творений. В последние годы количество монографических публикаций Ж.-К. Ларше заметно увеличилось. Ж.-К. Ларше уже хорошо знаком и российскому читателю. За прошедшие десять лет вышло несколько его книг в переводах на русский язык, а в апреле 2012 года он посетил с научным визитом богословский факультет ПСТГУ, встретившись с профессурой и выступив с программным докладом на научно-методологическом семинаре.

Читать полностью ...

Митрополит Каллист. Мой путь в Православную церковь

 

EPISKOP

Отсутствие и присутствие

Хорошо помню, с чего начался мой путь в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать, совершенно неожиданно, летним субботним днем 1952 г. Я шел по Букингем Пэлэс Роуд, что неподалеку от станции метро "Виктория" (это самый центр Лондона) мимо большой, обветшавшей готической церкви XIX века, которой раньше не замечал. Никаких опознавательных знаков на ней не было (общественные связи всегда были слабой стороной Православия на Западе!), если не считать медной таблички, на которой значилось: "Русская Церковь". Когда я вошел в храм св. Филиппа - так называлась Церковь, - в первую минуту мне показалось, что он совершенно пуст. Снаружи, на улице, ярко светило солнце, но внутри было прохладно и темно, как в пещере. Когда же глаза привыкли к полумраку, первое, что я заметил, было именно отсутствие - ни скамеек, ни расставленных аккуратными рядами стульев, лишь пустой гладкий пол. Вскоре я увидел, что церковь не совсем пуста. В центральном и боковых нефах стояло несколько прихожан, в основном, пожилых. На стенах висели иконы, перед ними тускло мерцали лампадки, а на восточной стороне горели свечи перед иконостасом. Пел хор, хотя видно его не было. Через некоторое время из алтаря вышел диакон и обошел церковь; он кадил иконы и людей. Я заметил, что его облачение старо и изношено. И вдруг первое впечатление отсутствия сменилось поразительным ощущением присутствия. Я почувствовал, что церковь вовсе не пуста, напротив, со всех сторон меня окружало бесчисленное множество молящихся. Я интуитивно осознавал, что мы, видимое собрание, - часть намного большего целого и, когда мы молимся, участвуем в действе, намного превосходящем наши молитвы - во всеобщем, всеохватном празднестве, в котором соединяются время и вечность, мир дольний и мир горний.

Читать полностью ...

Что такое проклятие?

Слово «проклятие» является русским аналогом слова "анафема". При этом слово «проклятие»Анафема получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки.

Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном.

Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

Прот. Владислав Цыпин

Валентин Стариков. Хочу в дорогу...

Хочу в дорогу! Путь мой главный                                                                                                                     DOROGA 2
Идёт к берёзам и лугам.
Хочу, чтоб пойменные травы
Меня хлестали по ногам.
В простор широкий и огромный
Иду в предутренней росе.
Родной земли крутые тропы
Ещё исхожены не все.
Ещё любимой незабудок
Я этим летом не срывал.
И лён меня прохладным утром
Голубизной не целовал.
Пускай же музыкой прольётся
В ушах мычание коров,
Звон гулких вёдер у колодца
И тарахтенье тракторов.

Читать полностью ...

Язык церковнославянский

Язык — вовсе не единственная причина, по которой трудно понимать литургические тексты. По-славянскиДаже если перевести богослужение на русский язык, традиционная символика богослужения без комментария останется непонятной. Я для себя отметила два затрудняющих обстоятельства в понимании церковнославянского текста. Во-первых, это другие значения падежей — и особенно измененный порядок слов, который для человека, привыкшего к новой русской литературе, непонятен. Знаменитое «плетение словес». Во-вторых, это другое значение знакомых слов, иллюзия их понятности. В отношении церковнославянского и русского это обширнейшая область ложных «совпадений». Я даже не думала, что таких паронимов так много! Некоторые из них общеизвестны, типа живот — жизнь, позор — зрелище, публичное собрание. Я думала, что таких слов наберется сотня-другая, но в последнем издании словаря паронимов их около 3000!

Ольга Седакова (http://www.pravmir.ru/trudnye-slova-iz-bogosluzheniya-kak-poyavilsya-slovar/)

Евангелие страданий

Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня ЕлисаветаКогда отважный воин храбро пробивается вперёд, подставив грудь всем стрелам неприятеля, а спиной закрывая своего денщика, следующего за ним сзади: можно ли сказать тогда, что этот денщик следует за ним?

Когда любящая жена в человеке, которого она любит больше всего, что есть в мире, в своём муже видит прекрасный пример того, чего она хотела бы достичь в жизни, и вот она по-женски (ведь женщина всё же была взята из бока мужчины) идёт с ним бок о бок, во всём опираясь на него: можно ли сказать тогда, что эта жена следует за своим мужем?

Когда бесстрашный учитель стоит спокойно на площади, окружённый поносящими его, преследуемый завистью; когда все нападки нацелены лишь на него, а его сторонник, согласный с ним, никогда нигде не даёт о себе знать: можно ли сказать тогда, что этот сторонник следует за ним? Когда курица видит приближающегося врага и простирает крылья, чтобы спрятать цыплят, идущих следом за ней: можно ли сказать тогда, что эти цыплята следуют за курицей? Нет, этого здесь не скажешь; отношение должно для этого стать другим.

Читать полностью ...

Преображение Господне

Как обещало, не обманывая,Икона Преображения
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры...

Борис Пастернак. Август  

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».