|
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 18.11.2012 00:00
Человеку верующему никак не обойтись без молитвослова. Сколько всевозможных молитвословов издано за последние двадцать лет, и не сосчитать. Есть молитвословы карманного формата, есть полные, едва ли не в тысячу страниц. На страницах полного молитвослова кроме утреннего и вечернего правила, акафистов, канонов и молитв перед причащением обязательно помещают Псалтирь. И по праву.
Из века в век псалмы велегласно воспеваются на церковных службах и негромким речитативом звучат по домам православных христиан. Мы молимся отдельными псалмами, любимым пятидесятым («Помилуй мя, Боже») и девяностым («Живый в помощи»). Мы совершаем шестопсалмие на утрени, прочитываем семнадцатую кафисму заупокойную («Блажени непорочнии в путь»). Мы псалмодируем маленькие кусочки – буквально один стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» (Пс. 115:3). Наше богослужение, вся жизнь православного человека испещрены стихами Псалтири.
Книга псалмов решительно заслуживает имя старейшего молитвослова. Старейшего, но не устаревшего.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 17.11.2012 00:00
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет самым распространенным заболеванием в мире. Многие называют ее эпидемией XXI века, хотя ещё Гиппократ описывал состояние под названием «меланхолия».Чем же является депрессия, почему она возникает и как с ней бороться? На эти и другие вопросы отвечает психиатр, д. м. н. Василий Глебович Каледа, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, профессор ПСТГУ.
— Василий Глебович, каковы признаки депрессии и как ее распознать?
— Депрессия (от латинского deprimo, что означает «угнетение», «подавление») — это болезненное состояние, которое характеризуется тремя основными признаками, так называемой депрессивной триадой. Во-первых, это грустное, печальное, тоскливое настроение (так называемый тимический компонент депрессии), во-вторых, — моторная, или двигательная, заторможенность и наконец, — идеаторная заторможенность, то есть замедление темпа мышления и речи.
Когда мы говорим о депрессии, то в первую очередь вспоминаем о плохом настроении. Но этого мало! Важнейший признак заболевания — человек утрачивает силы.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 30.10.2012 04:35
Новый Завет в Синодальном русском переводе читается на фоне православных песнопений и молитв.
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 09.10.2012 04:39
Новый Завет в Синодальном русском переводе читается на фоне православных песнопений и молитв.
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 09.10.2012 00:00
Нет такой религии на свете, святыни которой всегда оставались бы без поругания.
На минуточку представим себе: живет некий народ, исповедует некую религию, проходят десятилетия и века, и его святыни ни разу не подвергались поруганию. Бывает такое? Нет. Не бывает, чтобы очень долго обходилось без войны, а во время войны и на святыни обрушивается бесчестье. На войне буйствует смерть, нагнетается ненависть. Воюющие стороны частенько рассматривают осквернение святынь как пропагандистскую акцию, которая деморализует противника. Толпа с оружием в руках врывается в город, убивает, грабит и сжигает чужие храмы, наглядно показывает его жителям: «Ваши боги не помогли вам. Мы здесь хозяева. Нам будете служить, нашим богам принесете жертвы». Так случается во время военного вторжения представителей другой религии, но не только.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 24.09.2012 22:56
В этом он похож на преподобного Серафима Саровского. Как известно, отец Серафим был наделен недюжинной физической силой и сиял удивительным дружелюбием, братолюбием, добротой в самом возвышенном смысле. Преподобный Силуан Афонский тоже был человеком богатырской силы и богатырской доброты. Не хочется двух святых сравнивать, вымерять одного другим. И еще, не будем их представлять героями мифов и былин, о которых с исторической точки зрения известно слишком мало достоверного. Они были реальными людьми, окружающие сохранили благодарную память о них, любовь к ним. Она передается и нам, мы тоже общаемся с этими подвижниками. Хотя один жил в девятнадцатом веке, другой – в двадцатом, а мы – в двадцать первом. Время не властно над истинной любовью к Богу и любовью к людям.
Однажды меня спросили: «Остались ли о старце Силуане воспоминания помимо тех, которые написал архимандрит Софроний (Сахаров)?» От неожиданной постановки вопроса я на секунду замялся, потом смущенно произнес: «Есть воспоминания нескольких человек, например, святителя Николая Сербского1. Правда, все эти воспоминания вместе взятые поместятся на нескольких страницах». Что же мы имеем в итоге? Главным образом архив и воспоминания архимандрита Софрония – целую книгу, знаменитую книгу «Старец Силуан Афонский». Воспоминания о преподобном Силуане и рассказанное самим Силуаном составили первую часть этой книги.
Трудно переоценить сделанное архимандритом Софронием. Через пятьдесят лет после блаженной кончины старца Силуана он был причислен к лику святых. Православная Церковь познакомилась с монашеским подвигом старца Силуана и признала его благодатным. В его подвиге любви Церковь увидела – усердное молитвенное предстоянием перед Богом о людях. Святой Силуан просит Христа о всех нас, и мы просим старца, чтобы он не переставал. Нам нужны его молитвы о всех народах земли, о всем Адаме.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 23.09.2012 00:00
|
Голос старца Силуана нельзя сейчас послушать, записей не сделано.Остались фотографии и дневник.
Есть, правда, аудиозаписи его прямого ученика, сотаинника, архимандрита Софрония (Сахарова). Записей немного. Они относятся к последним годам его жизни, когда ему перевалило за 90 лет.
Отец Софроний ведет беседу с монахами своего монастыря и паломниками. Тема: человеческая свобода. Не правда ли, актуально?
|
- Подробности
-
Опубликовано 21.09.2012 00:00
Верующих людей называют воинством Христовым. Вне зависимости от возраста и пола каждый из нас призван на войну. Самую настоящую. Она идет сейчас, жестокая, с увечьями и смертями, физическими и духовными. С победами великими и малыми. Война не против плоти и крови, то есть не против людей, а против духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). За нас – Бог и ангельское воинство. Так что все возможности у нас есть – победоносно биться, выжить и жить, остаться людьми и стать лучше, чем мы сейчас. Но легких побед не бывает на этой войне. Приходится вести боевые действия и одновременно учиться воевать. На своих ошибках учиться. На чужих тоже. Говорят, что умные на чужих ошибках учатся усерднее.
Попробуем и мы учесть «чужой» опыт, который изложили наши предшественники, великие воины. Преподобный Иоанн Лествичник расписывает стандартную последовательность вражьих действий, по фазам. Прислушаемся к святоотеческому слову. Духи злобы действуют против нас через так называемые помыслы. Сначала бесы подбрасывают человеку греховный помысел (прилог помысла). Если человек его проигнорировал, то все в порядке, бесовская провокация не удалась. Если же человек уделил внимание вражескому помыслу, то он попадает в опасное положение, в зону повышенного риска согрешить (сочетание).
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 03.09.2012 05:59
|
Один сербский батюшка как-то признался: "Я читаю преподобного Симеона Нового Богослова, и душа моя скорбит, как далеко я от настоящей христианской жизни. Читаю старца Силуана, и душа моя утешается о Господе, радуется". Это не значит, конечно, что преп. Симеон чем-то хуже преп. Силуана. Это значит, что писания преп. Силуана оказывают на душу явное утешительное действие, даже если он пишет о сокрушении сердца, печали по Богу. Благодарим тебя, отче Силуане, за слова духовного утешения!
|
- Подробности
-
Опубликовано 23.08.2012 12:00
«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня.
Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда – осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.
Свт.Феофан Затворник, Мысли на каждый день года
- Подробности
-
Опубликовано 22.08.2012 04:58
История знает грандиозные переселения народов. На тысячи километров уходит народ, чтобы начать судьбу сызнова, на другом месте. Вот предки венгров вроде бы жили в районе Урала. Верится с трудом, – такая даль. Сколько же от края Европы до ее центра добираться? Другое переселение народа, исход из Египта, возглавлял пророк Моисей. Расстояние между Египтом и Палестиной сравнительно небольшое, несколько сот километров. Зато переселялись несколько десятилетий. Почему так долго? Потому что это был исход в землю обетованную, а не бытовая смена одного места жительства на другое.
Пеший переход от Египта до Палестины можно за месяц организовать. Однако месяца мало и года мало, чтобы вчерашние рабы внутренне подготовились ступить на землю обетованную. Сам пророк Моисей, конечно, был способен сразу же войти в обещанный Богом удел. И не он один. Рядом с ним были люди, устремленные к новой жизни. Но народу в целом было далеко до этого. Книга Чисел описывает переходный период в жизни народа. От момента, когда исход был «закончен» и египетская жизнь уже ушла в прошлое, до момента вступления в Заиорданье. До того благословенного дня, когда жизнь в Палестине стала ближайшим будущим.
Переходный период затянулся. Как всегда бывает, затянувшиеся ожидания заставили народ страдать, терпеливо переносить череду невзгод. Люди вели себя не одинаково.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 19.08.2012 00:32
Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту божественнаго восхождения.
Притецем к Петру и к Зеведеовыма, и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего.
Гласа же услышим, иже свыше слышаша, и проповедаша Отчее Сияние.
|
|
Восстаньте, ленивые, всегда клонящиеся к земле, помышления души моей, воспряньте и поднимитесь на высоту божественного восхождения.
Поспешим к Петру и к Зеведеевым, и вместе с ними успеем на Фаворскую гору, и увидим с ними же славу Бога нашего,
и глас услышим, который они свыше услышали, и проповедали Сияние Отца.
|
Из службы Преображению Господню
- Подробности
-
Опубликовано 16.08.2012 00:19
Первые пять книг Библии традиционно связывают с именем пророка Моисея. Самая первая из них рассказывает о том, что было задолго до его рождения, – о творении мира и человека, о грехопадении, потопе, вавилонской башне. О праотцах. Заканчивается первая книга Моисеева тем, что голод приводит семью праотца Иакова из Палестины в Египет. Поначалу в Египте все идет сравнительно благополучно, но вопреки видимому благополучию книга Бытия пророчит, что потомки Иакова живут здесь временно, – они вернутся в землю, которую Бог обещал еще праотцу Аврааму.
Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 10.08.2012 15:18
Большая доля истины содержится в шутливом рассуждении о том, что желающий повиноваться заводит кота, желающий повелевать – собаку (в английском варианте: холостяки заводят себе собак, а старые девы – кошек). Чтобы кот не стал шкодливым безобразником с наглыми глазами или тощей замордованной тварью, норовящей удрать, нужно устроить жизнь на взаимоудобных условиях. Например, не держите двери в квартире плотно закрытыми; кот считает это личным оскорблением и может отомстить, сделав под дверью лужу. При отсутствии чувства меры внимание к коту легко перерастает в желание угодить ему, превратить его в божка. Правда, кошки в этом не виноваты. А собачья преданность может ввести в соблазн иного рода, возбудить желание почувствовать себя могучим повелителем верного раба. И беда, если такой “раб” – не мелкий песик, а громадный зверь с клыками.
“Мы в ответе за всех, кого приручили”. Если мы заводим себе растение, дело не в том, чтобы оно нам нравилось, а в том, чтобы ему у нас было хорошо. Любителям спать зимой с открытым окном лучше не беспокоиться – в иную ночь они даже снеголюбивую азалию могут заморозить.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 09.08.2012 06:53
В ушедшем столетии работал гениальный православный догматист Владимир Николаевич Лосский. Его «Догматическое богословие» и «Очерки мистического богословия Восточной Церкви» давно стали образцами серьезнейшей православной мысли. В. Лосский жил в вынужденной эмиграции, писал по-французски. Оба труда были в 70-е годы переведены на русский, что в тех условиях было чудом. В переводе были и ошибки, условия работы не позволяли их исправить. Недавно в Троице-Сергиевой лавре переизданы обе работы, они заново сверены с оригиналом, ошибки исправлены. Более того, книги выложены в сети и доступны для бесплатного скачивания вместе с французским оригиналом (http://www.bogoslov.ru/text/2714075.html ).
Дружно скажем: «Спаси, Господи», – всем, кто потрудился и сделал доступным эти богословские труды.
- Подробности
-
Опубликовано 05.08.2012 23:50
Летал орел в высоте и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора, полечу к нему и расскажу о жизни мира».
Прилетел орел на крышу и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и подумал: «Значит, он доволен своей судьбой, но все-таки расскажу ему о том, что знаю я». И стал орел говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орел, видя, что петух ничего не понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух, не понимая, что говорит орел, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но каждый из них оставался доволен своей судьбой.
Так бывает, когда ученый человек говорит с неученым, но еще более, когда духовный говорит с недуховным.
Читать полностью ...
|
|
|
|