Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Старейший молитвослов

Человеку верующему никак не обойтись без молитвослова. Сколько всевозможныхСвятой царь Давид молитвословов издано за последние двадцать лет, и не сосчитать. Есть молитвословы карманного формата, есть полные, едва ли не в тысячу страниц. На страницах полного молитвослова кроме утреннего и вечернего правила, акафистов, канонов и молитв перед причащением обязательно помещают Псалтирь. И по праву.

Из века в век псалмы велегласно воспеваются на церковных службах и негромким речитативом звучат по домам православных христиан. Мы молимся отдельными псалмами, любимым пятидесятым («Помилуй мя, Боже») и девяностым («Живый в помощи»). Мы совершаем шестопсалмие на утрени, прочитываем семнадцатую кафисму заупокойную («Блажени непорочнии в путь»). Мы псалмодируем маленькие кусочки – буквально один стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» (Пс. 115:3). Наше богослужение, вся жизнь православного человека испещрены стихами Псалтири.

Книга псалмов решительно заслуживает имя старейшего молитвослова. Старейшего, но не устаревшего.

Читать полностью ...

Проф. Василий Каледа о депрессиях

Василий ГлебовичПо прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет самым распространенным заболеванием в мире. Многие называют ее эпидемией XXI века, хотя ещё Гиппократ описывал состояние под названием «меланхолия».Чем же является депрессия, почему она возникает и как с ней бороться? На эти и другие вопросы отвечает психиатр, д. м. н. Василий Глебович Каледа, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, профессор ПСТГУ.

— Василий Глебович, каковы признаки депрессии и как ее распознать?

— Депрессия (от латинского deprimo, что означает «угнетение», «подавление») — это болезненное состояние, которое характеризуется тремя основными признаками, так называемой депрессивной триадой. Во-первых, это грустное, печальное, тоскливое настроение (так называемый тимический компонент депрессии), во-вторых, — моторная, или двигательная, заторможенность и наконец, — идеаторная заторможенность, то есть замедление темпа мышления и речи.

Когда мы говорим о депрессии, то в первую очередь вспоминаем о плохом настроении. Но этого мало! Важнейший признак заболевания — человек утрачивает силы.

Читать полностью ...

Евангелие от Луки

Новый Завет в Синодальном русском переводе читается на фоне православных песнопений и молитв.

Евангелие от Иоанна

Новый Завет в Синодальном русском переводе читается на фоне православных песнопений и молитв.

ПОРУГАНИЕ СВЯТЫНИ, ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫНИ

Взрыв храма Христа Спасителя в 1931 г.Нет такой религии на свете, святыни которой всегда оставались бы без поругания.

На минуточку представим себе: живет некий народ, исповедует некую религию, проходят десятилетия и века, и его святыни ни разу не подвергались поруганию. Бывает такое? Нет. Не бывает, чтобы очень долго обходилось без войны, а во время войны и на святыни обрушивается бесчестье. На войне буйствует смерть, нагнетается ненависть. Воюющие стороны частенько рассматривают осквернение святынь как пропагандистскую акцию, которая деморализует противника. Толпа с оружием в руках врывается в город, убивает, грабит и сжигает чужие храмы, наглядно показывает его жителям: «Ваши боги не помогли вам. Мы здесь хозяева. Нам будете служить, нашим богам принесете жертвы». Так случается во время военного вторжения представителей другой религии, но не только.

Читать полностью ...

Святой русский богатырь

В этом он похож на преподобного Серафима Саровского. Как известно, отец Серафим был наделен Старец Силуаннедюжинной физической силой и сиял удивительным дружелюбием, братолюбием, добротой в самом возвышенном смысле. Преподобный Силуан Афонский тоже был человеком богатырской силы и богатырской доброты. Не хочется двух святых сравнивать, вымерять одного другим. И еще, не будем их представлять героями мифов и былин, о которых с исторической точки зрения известно слишком мало достоверного. Они были реальными людьми, окружающие сохранили благодарную память о них, любовь к ним. Она передается и нам, мы тоже общаемся с этими подвижниками. Хотя один жил в девятнадцатом веке, другой – в двадцатом, а мы – в двадцать первом. Время не властно над истинной любовью к Богу и любовью к людям.

Однажды меня спросили: «Остались ли о старце Силуане воспоминания помимо тех, которые написал архимандрит Софроний (Сахаров)?» От неожиданной постановки вопроса я на секунду замялся, потом смущенно произнес: «Есть воспоминания нескольких человек, например, святителя Николая Сербского1. Правда, все эти воспоминания вместе взятые поместятся на нескольких страницах». Что же мы имеем в итоге? Главным образом архив и воспоминания архимандрита Софрония – целую книгу, знаменитую книгу «Старец Силуан Афонский». Воспоминания о преподобном Силуане и рассказанное самим Силуаном составили первую часть этой книги.

Трудно переоценить сделанное архимандритом Софронием. Через пятьдесят лет после блаженной кончины старца Силуана он был причислен к лику святых. Православная Церковь познакомилась с монашеским подвигом старца Силуана и признала его благодатным. В его подвиге любви Церковь увидела – усердное молитвенное предстоянием перед Богом о людях. Святой Силуан просит Христа о всех нас, и мы просим старца, чтобы он не переставал. Нам нужны его молитвы о всех народах земли, о всем Адаме.

Читать полностью ...

Ученик преподобного Силуана

 

Голос старца Силуана нельзя сейчас послушать, записей не сделано.Остались фотографии и дневник.

Есть, правда, аудиозаписи его прямого ученика, сотаинника, архимандрита Софрония (Сахарова). Записей немного. Они относятся к последним годам его жизни, когда ему перевалило за 90 лет.

Отец Софроний ведет беседу с монахами своего монастыря и паломниками. Тема: человеческая свобода. Не правда ли, актуально?

НАПАДЕНИЯ НА ХРИСТИАН

Лествица духовного восхожденияВерующих людей называют воинством Христовым. Вне зависимости от возраста и пола каждый из нас призван на войну. Самую настоящую. Она идет сейчас, жестокая, с увечьями и смертями, физическими и духовными. С победами великими и малыми. Война не против плоти и крови, то есть не против людей, а против духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). За нас – Бог и ангельское воинство. Так что все возможности у нас есть – победоносно биться, выжить и жить, остаться людьми и стать лучше, чем мы сейчас. Но легких побед не бывает на этой войне. Приходится вести боевые действия и одновременно учиться воевать. На своих ошибках учиться. На чужих тоже. Говорят, что умные на чужих ошибках учатся усерднее.

Попробуем и мы учесть «чужой» опыт, который изложили наши предшественники, великие воины. Преподобный Иоанн Лествичник расписывает стандартную последовательность вражьих действий, по фазам. Прислушаемся к святоотеческому слову. Духи злобы действуют против нас через так называемые помыслы. Сначала бесы подбрасывают человеку греховный помысел (прилог помысла). Если человек его проигнорировал, то все в порядке, бесовская провокация не удалась. Если же человек уделил внимание вражескому помыслу, то он попадает в опасное положение, в зону повышенного риска согрешить (сочетание).

Читать полностью ...

Записи преподобного Силуана Афонского. Ч. 1.

Один сербский батюшка как-то признался: "Я читаю преподобного Симеона Нового Богослова, и душа моя скорбит, как далеко я от настоящей христианской жизни. Читаю старца Силуана, и душа моя утешается о Господе, радуется". Это не значит, конечно, что преп. Симеон чем-то хуже преп. Силуана. Это значит, что писания преп. Силуана оказывают на душу явное утешительное действие, даже если он пишет о сокрушении сердца, печали по Богу.
Благодарим тебя, отче Силуане, за слова духовного утешения!

Первые часы дня

свт.Феофан Затворник«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня.

Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда – осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.

Свт.Феофан Затворник, Мысли на каждый день года

Переходный период затянулся

История знает грандиозные переселения народов. На тысячи километров уходит народ, чтобы начать Древний рукописный текст книги Чиселсудьбу сызнова, на другом месте. Вот предки венгров вроде бы жили в районе Урала. Верится с трудом, – такая даль. Сколько же от края Европы до ее центра добираться? Другое переселение народа, исход из Египта, возглавлял пророк Моисей. Расстояние между Египтом и Палестиной сравнительно небольшое, несколько сот километров. Зато переселялись несколько десятилетий. Почему так долго? Потому что это был исход в землю обетованную, а не бытовая смена одного места жительства на другое.

Пеший переход от Египта до Палестины можно за месяц организовать. Однако месяца мало и года мало, чтобы вчерашние рабы внутренне подготовились ступить на землю обетованную. Сам пророк Моисей, конечно, был способен сразу же войти в обещанный Богом удел. И не он один. Рядом с ним были люди, устремленные к новой жизни. Но народу в целом было далеко до этого. Книга Чисел описывает переходный период в жизни народа. От момента, когда исход был «закончен» и египетская жизнь уже ушла в прошлое, до момента вступления в Заиорданье. До того благословенного дня, когда жизнь в Палестине стала ближайшим будущим.

Переходный период затянулся. Как всегда бывает, затянувшиеся ожидания заставили народ страдать, терпеливо переносить череду невзгод. Люди вели себя не одинаково.

Читать полностью ...

Ленивые помыслы

Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту божественнаго восхождения.

Притецем к Петру и к Зеведеовыма, и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего.

Гласа же услышим, иже свыше слышаша, и проповедаша Отчее Сияние.

 Преображение. Византия. XII век. Из монастыря Ватопед

Восстаньте, ленивые, всегда клонящиеся к земле, помышления души моей, воспряньте и поднимитесь на высоту божественного восхождения.

Поспешим к Петру и к Зеведеевым, и вместе с ними успеем на Фаворскую гору, и увидим с ними же славу Бога нашего,

и глас услышим, который они свыше услышали, и проповедали Сияние Отца.

Из службы Преображению Господню

Линия отрыва

Пророк у Неопалимой купиныПервые пять книг Библии традиционно связывают с именем пророка Моисея. Самая первая из них рассказывает о том, что было задолго до его рождения, – о творении мира и человека, о грехопадении, потопе, вавилонской башне. О праотцах. Заканчивается первая книга Моисеева тем, что голод приводит семью праотца Иакова из Палестины в Египет. Поначалу в Египте все идет сравнительно благополучно, но вопреки видимому благополучию книга Бытия пророчит, что потомки Иакова живут здесь временно, – они вернутся в землю, которую Бог обещал еще праотцу Аврааму.

Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией.

Читать полностью ...

Мир как содружество

Большая доля истины содержится в шутливом рассуждении о том, чтоСмилуйся, государыня кошка! желающий повиноваться заводит кота, желающий повелевать собаку (в английском варианте: холостяки заводят себе собак, а старые девы кошек). Чтобы кот не стал шкодливым безобразником с наглыми глазами или тощей замордованной тварью, норовящей удрать, нужно устроить жизнь на взаимоудобных условиях. Например, не держите двери в квартире плотно закрытыми; кот считает это личным оскорблением и может отомстить, сделав под дверью лужу. При отсутствии чувства меры внимание к коту легко перерастает в желание угодить ему, превратить его в божка. Правда, кошки в этом не виноваты. А собачья преданность может ввести в соблазн иного рода, возбудить желание почувствовать себя могучим повелителем верного раба. И беда, если такой “раб” не мелкий песик, а громадный зверь с клыками.

Мы в ответе за всех, кого приручили”. Если мы заводим себе растение, дело не в том, чтобы оно нам нравилось, а в том, чтобы ему у нас было хорошо. Любителям спать зимой с открытым окном лучше не беспокоиться в иную ночь они даже снеголюбивую азалию могут заморозить.

Читать полностью ...

Знаменитая догматика отредактирована и доступна для скачивания

В ушедшем столетии работал гениальный православный догматист ВладимирВ. Н. Лосский Николаевич Лосский. Его «Догматическое богословие» и «Очерки мистического богословия Восточной Церкви» давно стали образцами серьезнейшей православной мысли. В. Лосский жил в вынужденной эмиграции, писал по-французски. Оба труда были в 70-е годы переведены на русский, что в тех условиях было чудом. В переводе были и ошибки, условия работы не позволяли их исправить. Недавно в Троице-Сергиевой лавре переизданы обе работы, они заново сверены с оригиналом, ошибки исправлены. Более того, книги выложены в сети и доступны для бесплатного скачивания вместе с французским оригиналом (http://www.bogoslov.ru/text/2714075.html ).

Дружно скажем: «Спаси, Господи», – всем, кто потрудился и сделал доступным эти богословские труды.

Притча старца Силуана

Житель небесных высейЛетал орел в высоте и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора, полечу к нему и расскажу о жизни мира».

Прилетел орел на крышу и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и подумал: «Значит, он доволен своей судьбой, но все-таки расскажу ему о том, что знаю я». И стал орел говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орел, видя, что петух ничего не понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух, не понимая, что говорит орел, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но каждый из них оставался доволен своей судьбой.

Так бывает, когда ученый человек говорит с неученым, но еще более, когда духовный говорит с недуховным.

Читать полностью ...