Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Престол в темнице

20 марта – престольный праздник в СИЗО № 3, в Краснопресненском изоляторе. Совершается празднование иконы Божией Матери «СпоручницаПрихожане тюремного храма грешных», в честь которой освящён тюремный храм. С 1995 года этот храм окормляет наш настоятель, о. Иоанн Каледа. Практически в это же время впервые посетил его Павел, сын о. Иоанна. Давно хотелось мне побывать там, и вот в этом году меня пригласили пофотографировать на престольном празднике.

На входе в тюрьму – обычная процедура: вход по три человека, проверка документов, сдача мобильных телефонов, досмотр. Пока мы поджидали всех на лестничной площадке, мимо спешили по делам сотрудники. Поразило то, что практически все приветливо здоровались. Три священника, три человека – хор, и вот нас повели по многочисленных хитросплетениям коридоров. Каждые несколько метров – железные прутья решеток и дверей. И вот в конце коридора распахнулась дверь с крестом, и мы очутились в храме!

Батюшки сразу прошли в алтарь, певчие – на клирос, а я, оставшись одна, огляделась вокруг. Белый с золотом иконостас, распятие, иконы, стеллаж с книжками. Всё, как в обычном храме. Ан нет… Решётки на окнах, а за окном – высокие каменные заборы, многометровые скрученные мотки колючей проволоки. Прикладываюсь к иконам, всматриваюсь в лики. Много икон любительских, видимо, это работы заключённых.

Подхожу к дежурному по храму – это молодой, очень спокойный и общительный человек. Зовут его Костя. Быстро находим общий язык. Срок – четыре года, сидит – полтора.

Читать полностью ...

Крещение в Бутырке

Сколько раз вы присутствовали в этом году на чине великого освящения воды? Мне посчастливилось услышать замечательные молитвы этого чина триkresheniebutyrka дня подряд – 18, 19 и 20 января. Ну, понятно, 18-го – праздник Богоявления, 19-го – Крещение, А почему 20-го? Потому что в этот день мы были на службе в Бутырской тюрьме, официально – СИЗО № 2.

Поскольку приход в Бутырку не первый, всегда замечаешь что-то для себя новое, необычное. У проходной – небольшая толпа: сотрудники, батюшки. Заходят по трое. Слышится лязг открываемых и закрываемых на ключ металлических дверей – одни, вторые, третьи. Сдаём мобильные телефоны, проходим досмотр, снова двери, ещё одни. Потом сдаём паспорта. Получаем взамен железные жетончики.

Когда собирается группа в несколько человек, нас сопровождают в храм. Какой он необычно-уютный сегодня – у дверей небольшая наряженная ёлочка, в глубине храма – ещё одна. Возле центрального аналоя – бочки с водой, на столе – ковчежец с частицей мощей. Читаю – преподобноисповедник Гавриил Мелекесский.

Справа, у икон новомучеников и исповедников Бутырских стоят несколько человек и внимательно слушают рассказ ст. священника Покровского храма Бутырки – о. Константина Кобелева. Он повествует о каждой иконе. Истории мне незнакомые, кроме одной. О жизни священномученика о. Владимира Амбарцумова – дедушки о. Иоанна Каледы, настоятеля храма Живоначальной Троицы, прихожанкой которого я являюсь. Такая же икона висит и в нашем храме, только большего размера.

Храм постепенно наполняется. Обстановка более «домашняя», так нет представителей прессы. Заключённые не собираются в одну кучку, а свободно перемещаются по храму, ставят свечи, негромко переговариваются. Начинается литургия. Раздаётся бас диакона – неторопливо служит о. Пётр Пахомов – ответственный секретарь газеты о тюремном служении «Мир всем». Через некоторое время выходит исповедовать батюшка. У меня не обходится без казуса. Сообщаю ему, что исповедовалась позавчера и говорю первую фразу: «Не люблю я одну нашу прихожанку…» «Как звать-то?» - бодро спрашивает он. «Кого?» - теряюсь я. «Да тебя, кого же». «Лариса». «Ну, давай голову - он накидывает епитрахиль, – а теперь иди и никого никогда не осуждай». Батюшка улыбается, а я с недоумением и облегчением отхожу, удивляясь такой странной исповеди.

Пока идёт исповедь, знакомлюсь с рядом стоящим человеком. Как всегда, везёт на интересных людей. Это Владимир Лёвушкин, директор Благотворительного Фонда дворянского рода Чичаговых. Примечательно, что и в алтаре Бутырского храма и в алтаре нашего храма висит икона, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым – «Спаситель в белом хитоне».Литургия пролетает быстро, к причастию подходит довольно много людей. Трое алтарников – заключённые. Затем из Царских врат выходит отец Константин с поднятым над головой крестом, голова покрыта белым воздУхом. Начинается торжественный чин великого освящения воды.

Читать полностью ...

Молитвослов - катехизатор

МОлитвословСудьбы Господни неисповедимы, каждого человека Он приводит к Себе какими-то особенными путями.

Однажды после Литургии в СИЗО ко мне обратился подследственный Виктор – молодой совсем парень с открытым, светлым взглядом. Позже я узнал, что он милиционер, разнимал как-то пьяную драку, и на него "повесили" превышение должностных полномочий. Но вернусь к делу. Парень хотел покреститься.

В таких случаях я в первую очередь спрашиваю, зачем ему это нужно и как это повлияет на жизнь. Потом спрашиваю и объясняю основы Православной веры. Надо сказать, редко кто сразу может что-либо внятное сказать, а тут я получил хорошие, вдумчивые ответы на практически все заданные мною вопросы.

Тогда я спросил, как Виктор пришел к вере и кто его научил? Оказалось, что его научил вере... молитвослов. На свободе Виктор о религии не задумывался. В камере, куда его поместили, верующих не было. Но на подоконнике лежал оставленный кем-то молитвослов. Виктор начал его читать и впервые задумался о Боге. Фактически, этот молитвослов оказался единственным источником сведений о Боге и Церкви, и по промыслу Божию этого оказалось достаточным, чтобы Виктор горячо захотел стать христианином.

После нескольких бесед Виктора покрестили, и по окончании Таинства глаза его светились какой-то необычной радостью и спокойствием.

П.Каледа

Ожидание

Сказать, что я ненавижу ожидание – значит ничего не сказать. Для меня ожидание представляет собой совершенно пустую трату времени – пустоту, ronprisonpicкоторая не заполнена ничем, кроме нетерпения и раздражения. Будь то ожидание приема у врача, который, как кажется, намеренно заставляет пациентов ждать; или ожидание, когда зазевавшийся водитель отреагирует на зеленый сигнал светофора; или ожидание, когда моя жена будет готова отправиться в церковь, – во всех этих случаях не требуется много времени, чтобы я начал раздражаться.

Ожидание характеризует состояние множества людей, находящихся в тюрьме. За многие годы я имел возможность наблюдать, как люди переносят вынужденное ожидание. Есть те, которые ожидают, подобно мне, нетерпеливо, с раздражением и гневом, кипящими под внешней личиной самообладания. Другие ожидают окончания срока в страхе, боясь, что в любой момент может случиться худшее: супруга бросит их, найдя себе другого; умрет отец или мать, и не удастся попрощаться; их изобьет тюремный громила. Во время ожидания в тюрьме можно опасаться чего угодно. Тем не менее, есть и те, которые с надеждой ожидают, когда их навестят близкие, когда будет принято решение об условно-досрочном освобождении, и они выйдут на волю.

Рождественский пост – время приготовления и предвкушения, надежды и ожидания.

Читать полностью ...

И милость к падшим призывал…

Куда вы ходите на праздник Покрова Пресвятой Богородицы? Для меня этот вопрос не стоит. Каждый год в этот день стопы мои направляются в темницу – в Покровский храм Бутырского замка, в народе именуемого попросту Бутыркой.

Butyrka-VodvoreСегодня у входа на территорию тюрьмы нет обычной очереди. Дежурный находит в списке мою фамилию и ставит галочку, - проходите.В храме ещё пусто. Пишу записки, ставлю свечи. Замечаю, что купол храма поднялся, нет теперь второго этажа, где раньше размещалась санчасть, или, по-тюремному, больничка. Празднично поблескивает золотистое паникадило.

Быстрой походкой выходит из алтаря о. Константин Кобелев – старший священник Бутырского храма. Лицо озабоченно и собранно: нужно всё предусмотреть для встречи епископа, для Божественной Литургии и крестного хода. Успеваю под благословение. Постепенно храм начинает наполняться людьми. Отмечаю про себя, что на этот раз мало представителей прессы.

А дальше всё, как всегда. Прибывает епископ Дмитровский владыка Александр, который является председателем комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном Совете. Владыку встречают, облачают. Приводят заключённых, деликатно выстраивается в глубинке храма тюремное начальство.

Читать полностью ...

Интервью с о.Иоанном о тюремном служении

прот. Иоанн КаледаИнтервью с прот. Иоанном Каледа для сайта «Тюремное служение».

- Как и отец Глеб Каледа, Вы занимаетесь тюремным служением. Используете ли вы опыт своего отца?

Не совсем. Дело в том, что о.Глеб вместе с мирянами организовывал работу внутри камер. В настоящее время доступ туда не так прост, мы в основном общаемся с теми, кого выводят на службу в храм.

- Какие формы взаимодействия с заключенными существуют в окормляемом вами СИЗО помимо их участия в богослужениях?

У нас изредка проводятся концерты и беседы с отрядом хозяйственного обслуживания. В настоящее время проблема в том, что он не до конца укомплектован и у них очень мало свободного времени. Некоторое время назад гораздо большее количество заключенных из их числа имело возможность посещать богослужения, а сейчас препятствует занятость на других работах.

-Как часто проводятся богослужения в тюремном храме?

Мы стараемся совершать Литургию каждую неделю, как правило, это среда. Когда на этот день выпадает большой двунадесятый праздник или Литургии не положено (как, например, на Масленице в среду), мы заранее переносим службу на другой день. За прошлый год было пропущено 3 богослужения – два раза по причине закрытых мероприятий в изоляторе, один раз из-за неожиданной болезни священника. Найти замену в то же утро было, конечно, невозможно, хотя СИЗО №3 окормляют 8 священников.

Читать полностью ...

Я и дети мои


Larisa«ВОТ Я И ДЕТИ МОИ, КОТОРЫХ ДАЛ МНЕ ГОСПОДЬ», - так сказал пророк Исаийя (Ис. 8.18).

Мои дети – это те, кто находится за колючей проволокой. Так уж сложилось.

Ещё много лет назад, будучи школьницей, я переписывалась с дальним родственником, который сидел в тюрьме несколько раз. Когда он в очередной раз выходил, то навещал нас. Это был спокойный улыбчивый человек, который мало говорил и много читал. Он никогда не ходил в футболке – стеснялся татуировок.

Отсидела в сталинские годы 8 лет моя бабушка. Те же самые 8 лет провела в тюрьме бабушка моего мужа. И вот в 2003 году я снова получила письмо из зоны. На этот раз мне писала из Мордовии моя сестра по матери, с которой мы до этого не виделись много лет.

Читать полностью ...

Памятка по переписке с заключенными

Начиная переписываться, вы должны помнить, что имеете дело с людьми, которые в своей жизни были обделены любовью. Это детдомовцы, сироты, выходцы из асоциальных семей.

Страстная природа чувств в них брала и берет верх над разумом и волей. Именно «игра страстей» и привела их на скамью подсудимых.

Поэтому в переписке с ними надо, с одной стороны, стремиться быть максимально терпимым и доброжелательным, но с другой стороны соблюдать некоторые правила.

Читать полностью ...

В темнице был...

«В темнице был, и вы пришли ко Мне...» (Мф. 25, 36)

Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним как с самим собой”. Ф. М. Достоевский

 

В 1992 году сразу после принятия нового Закона о свободе совести, согласно которому всем членам Церкви разрешалось исповедовать свою веру за пределами храмов, как словом, так и делом, протоиерей Глеб Каледа одним из первых московских священников вошёл в тюрьму к заключённым. Он крестил, катехизировал, исповедовал (в том числе - и смертников), служил литургию, просто беседовал и даже венчал заключённых, проложив тем самым своим последователям путь к этому непростому служению. Ведь нельзя отгородиться от тех, кто находится "по ту сторону решетки", забыть, вычеркнуть их из жизни. Эта беда касается каждого. Все в ответе за них и за то, какими они вернутся в общество.

"Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить", - писал о. Глеб Каледа в своих "Записках тюремного священника" и призывал собратьев-священнослужителей к работе на этом необъятном поле, переполненном человеческим горем и грехом.

Продолжая дело о. Глеба, приход нашего храма занимается социальной помощью заключенным. По благословению Его Преосвященства Александра, епископа Дмитровского, на наш храм возложены обязанности по сбору средств на Тюремную миссию г. Москвы, в связи с чем приход принимает участие в формировании праздничных подарков для всех заключенных, находящихся в Московских тюрьмах.

Настоятель нашего храма протоиерей Иоанн Каледа является старшим священником домового храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненском следственном изоляторе (СИЗО 3/77 г.Москвы).

Храм окормляет женскую колонию № 14 в Мордовии. Прихожане храма ведут активную переписку заключенными из мужских колоний в Карелии, Башкортостане, Мордовии. Регулярно высылается духовная литература, иконы, церковная утварь, лекарства, вещи и продукты. Сегодня многие понимают, что помощь заключенным – долг каждого христианина, но немногие осознают, что служение это необходимо, прежде всего, нам самим. Требуя определённой жертвенности, этот труд способствует нашему собственному спасению. Тем более что люди, отбывающие наказание, молятся за тех, кто им помогает, и по нашей просьбе, и по побуждению своего сердца.

В дальнейшем мы будем публиковать избранные письма заключённых, пронзающих сердце своей искренностью и простотой, неподдельными горестями и глубиной, сердечностью и открытостью.

Письма – часто единственная связь заключенного человека с внешним миром. Поэтому не ответить, не помочь попросту нельзя. Иногда капля человеческого тепла для несчастного человека может творить чудеса. Зачастую и требуется только маленькое подтверждение, что есть еще на свете милосердие и любовь.

Мария П.

Лариса Хрусталева

Подкатегории