Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех
Обратная связь

О воздушных мытарствах и о суде Божием

Страшный Суд. Фрагмент внутренней росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове.Нам задают вопрос:

Упомянутся ли человеку его грехи при прохождении воздушных мытарств, если он раскаялся в них и озвучил их на исповеди?

Правильно ли я понимаю, что после мытарств душа человека попадает в ад или рай? Это и есть суд Божий? Или будет еще, когда Иисус Христос прийдет судить живых и мёртвых? Прошу прощения за этот вопрос, но я правда не понимаю этого...

С уважением, Екатерина

Этот вопрос удобно рассматривать по частям: о воздушных мытарствах и о суде Божием.

В самом начале нужно сделать оговорку: хотя учение о мытарствах принято Церковью, оно не является догматическим, поскольку от этого не зависит напрямую наше спасение. Поэтому тут возможны некоторые различия в мнениях.

Я думаю, что если человек по-настоящему покаялся в своём грехе, то на мытарствах этот грех не вспомнится. Потому что если Господь этот грех уже простил и очистил, то нечего и упоминать.

Но может быть другой момент: грех как действие более не был повторен, но привязанность к нему осталась. И если эту привязанность не получилось преодолеть, то она за нами потянется и на мытарства.

Чтобы лучше пояснить, приведу такой идеализированный пример. Допустим, человек сильно пил. Потом он покаялся в нем и сразу очутился на необитаемом острове, где выпивки нет. Значит, снова запить он не может. Но означает ли это, что он преодолел эту привязанность? Если он все время с удовольствием представляет себе бутылки и кабаки - конечно, нет. Если же он борется с этими образами и мыслями, стараясь не давать им развиваться, - значит, он встал на борьбу. Конечно, это уже хорошо, но это ещё не победа. А вот если ему уже противна сама мысль о выпивке - значит, он действительно победил эту страсть, и ее больше нет.

Что же касается суда Божия, то различается два момента. Один момент - это то, о чем Вы писали - что происходит с каждым человеком индивидуально после смерти. Какое-то решение уже принимается. Иначе, например, было бы невозможно почитать святых как уже достигших Богообщения.

Но этот суд еще не окончательный. Ведь мы молимся об умерших, правда? Это свидетельство веры Церкви в то, что участь умерших может измениться благодаря молитве живых, которая является выражением любви к умершему человеку. Поэтому будет еще и так называемый Страшный Суд, когда Христос придет судить живых и мертвых. Это будет уже окончательный суд.

И страшно будет не столько из-за этой окончательности, сколько из-за того, что это будет лишь констатация состояния души: выбирает ли она сама Бога или отвергает Его? Мы сами произнесем себе суд. Но если мы в земной жизни не выбрали Бога, если мы не полюбили Его, то как мы сможем полюбить Его в небесной?..

Снова возникает вопрос о молитве за умерших. И тут ответ тоже в ключе любви. Если мы любим человека, и он откликается на нашу любовь, то он обязательно полюбит и тех, кто нам дорог. То же самое здесь. Умерший может откликнуться на нашу любовь и через нашу любовь к нему приобщиться нашей любви к Богу. Так что снова тут действуют одновременно и любовь, и свобода.

П. Каледа

Просьба о помощи

Братья и сестры!

Храм остро нуждается в финансовой помощи. Подробнее...

О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Огласительные беседы

Огласительные беседы для желающих принять Таинство Крещения, а также для родителей и восприемников младенцев проводятся в храме каждую 1 и 3 среду месяца в 19:30. Беседы проводит настоятель храма прот. Иоанн Каледа.

Особые молитвы
День календаря