Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Поспешные умозаключения или карикатура?

Diachkova Каковы истоки негативного представления о православных среди декларирующих толерантность сторонников либеральных ценностей? В обществе до сих пор не изжит социальный стереотип «православный/православные», сформированный атеистической пропагандой в советские годы.

Словосочетание «поспешные умозаключения» — это выражение Дж. Лакоффа, с помощью которого он характеризует социальные стереотипы, то есть сложившиеся в обществе устойчивые представления о чем-либо. Согласно американским стереотипам, любой политик – это самовлюбленный и беспечный интриган; любой японец всегда трудолюбив, вежлив и умен [Лакофф 2004, с. 121]. К этому списку можно добавить выражения «чопорные англичане», «пунктуальные немцы». Стереотипы облегчают жизнь, позволяют экономить усилия при восприятии сложных социальных объектов. Они образуют некую упорядоченную картину мира, к которой мы приспосабливаемся и потому чувствуем себя защищенными. Любое покушение на эту картину, состоящую из стереотипов, мы воспринимаем как покушение на нашу личность [Липпман 2004]. В самом факте стереотипизации нет ничего плохого, более того: «отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человеческую жизнь» [Липпман 2004]. Однако оценочность, всегда присутствующая в стереотипах, является их потенциально опасным свойством, она может стать основой оппозиции «свой — чужой».

Читать полностью ...

«Последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации

PARIJЭпохи отражаются в слоганах, которые к ним прирастают.

Достаточно вспомнить «Liberté, égalité, fraternité», и в воображении встают толпы парижан, ликующих вокруг гильотины. Такой же энергией обладают лозунги «Мир – народам», «Земля – крестьянам». Новые времена – новые песни. За тысячекратно повторенным в газетах изречением «Нельзя перепрыгнуть пропасть в два приема» доверчивому читателю предлагалось выполнить это сальто в один прием с гарантией полной удачи прыжка – в памяти открываются видения толп, скандирующих: «Ры-нок! Ры-нок!», а затем, в качестве десерта или похмелья, видятся толпы у запертых дверей контор, требующие дивидендов в обмен на мавродиевские акции.

Среди паролей, в которых «отразился век и современный человек», присутствуют и литературные цитаты и аллюзии. Иногда меткие и глубокомысленные, вроде заимствованной у знаменитого «сатирического старца» о «суровости российских законов, смягчаемой необязательностью их исполнения». Иногда диковинные: давно уже по газетным статьям скачет неутомимая унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Неискушенные читатели по подсказке газетных эрудитов воображают экзекуцию, вдовой добровольно исполненную, в то время как у Гоголя это только нелепая и забавная оговорка персонажа – никакой сцены самобичевания в «Ревизоре» нет. 

Читать полностью ...

Немного литургики

Типикон - отдание праздника УспенияОткрыв церковный календарь на 8 декабря, мы увидим первой строкой "Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы". Что это такое — отдание праздника? Ответ можно найти в книге "Литургика" М.С.Красовицкой.

Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство — это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство — это несколько дней после первого дня праздника, когда мы продолжаем его праздновать. Завершаются эти дни отданием.

Отдание — это особый день, когда совершается служба (за некоторыми исключениями) только лишь одному празднику, но не такая торжественная, как в первый день. Предпразднство и попразднство имеют различную продолжительность. Предпразднство бывает один день, как у Крестовоздвижения, а у Рождества и Богоявления предпразднство 5 дней. Попразднство бывает один день, а бывает 9 дней, как после Успения и Богоявления. Отдание Пасхи вообще совершается накануне Вознесения — на 39 день Праздника праздников.  Предпразднство и попразднство имеют свои особые правила богослужения. Они не совпадают с Уставом обычных дней, и субботних, и воскресных. Если предпразднство и попразднство, то действует особый устав; службы носят праздничный характер, который проявляется в особых формах.

Уникальность отдания Введения в том, что это единственный праздник в Типиконе (уставе о богослужении), отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых. Завтра будут соединяться три службы: воскресная 7 гласа, отдания праздника Введения во храм и священномученика Климента, папы Римского.

Читать полностью ...

Валентин Стариков. Моя судьба давно впадает в Волгу


Моя судьба давно впадает в Волгу.                                                                                                     VOLGA 1
В часы, когда не ладится житьё,
Я выхожу на берег – и подолгу
Гляжу в глаза лучистые её.
Она встречает мудро, как святая,
Сияя нимбом – и не мудрено,
Что все печали разом отлетают,
В её глубинах падая на дно.
Уйдут друзья, что были ненадёжны.
Найду других – ведь ими жизнь полна.
А Волгу мне придумать невозможно.
Она у нас, как солнышко, одна.
Меня врачует Волга не речами –
Волшебной силой делится со мной.
Её поддержку чувствую плечами.
Её дыханье слышу за спиной.

Из интервью с иконописцем

Икона Николая ЦилсавидисаЕсть много способов сбиться с пути и только один – остаться на пути к Богу. Этот способ – трезвое понимание, что всё, что у тебя есть, – это от Бога. Мой отец говорил мне: «Если ты чувствуешь, что достиг мастерства, что ты быстро продвигаешься в том, что касается техники, то всё бросай и начинай с нуля. Вспомни, что ты служитель Господа, что ты пишешь только Его и ищешь Его любовь». А что касается технического мастерства, мой отец приводил такой пример. Если ты возомнил о себе нечто, прекрати работу, выйди на улицу. Подними с земли опавший лист и посмотри, в каком совершенстве он сотворен Богом. Всё от Него. Вернись и помолись Господу: «У меня нет ничего. У меня есть только Ты. Ты Тот, Кого я ищу. Ты даешь всё, что мне нужно». Отец говорил: «То, что делают люди, – это повторимо, это достижимо, это легко. Невозможно достичь того, что дает Бог. Именно это ты должен взять и передать людям». Когда мой отец работал на Святой горе, создавал фрески, мозаики, люди подходили, смотрели на его работу и восхищались. А он говорил: почему вы восхищаетесь этим? Господь дает людям возможность стать святыми – вот это великое чудо. И это – наша цель, чем бы мы ни занимались.

Читать полностью ...

Об иге Христовом

Сёрен КьеркегорНа нашем сайте уже была публикация по книге Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий”. Сегодня мы решили предложить вашему вниманию еще несколько её фрагментов.

Веруй, что иго во благо тебе. Это благое иго есть иго Христово. Но каково тогда это иго? Да, оно может быть крайне различным, но только то иго — Христово, о котором страдающий верит, что оно во благо ему. Тем самым, рассуждая по-человечески, не прибавляется никаких новых страданий, но и из прежних тоже не убавляется ничего; то есть всё остаётся неизменным; и всё же тем самым дана эта великая мысль, эта точка опоры вне Земли: вера.

Это не изобретение мирского ума, не плод его мелочной и болтливой деловитости, без конца рассуждающей о пользе и благе: нет, это немногословная вера, которая верит в благое. Можно, пользуясь мирским умом, ползти по миру, уклониться от многих неприятностей, от некоторых отбрехаться, для некоторых найти средство, позволяющее их разрешить; но всё это так же далеко отстоит от веры, как от того, чтобы двигать горы.

Когда вера держится благого и движет гору, тогда радость веры столь велика, что иго поистине легко. Именно представление о том, насколько тяжело то, что однако удаётся сделать с помощью веры, делает иго лёгким. Когда кто-нибудь поднимает перо, он говорит: это легко; но когда кто-то подходит к огромному весу, и, видя его, отчаивается в своих собственных силах, но всё же берётся за него, и вот ему удаётся поднять этот вес: тогда его охватывает такая радость, что он, радостно удивляясь этому чуду, восклицает: это легко.

Читать полностью ...

Митрополит Антоний о молитвах за усопших

Смерть таинственна... Перед лицом ее и плач и горе наши делаются слишком малыми для тойМитрополит Антоний тайны, перед которой мы стоим, и потому так торжественна и так полна веры и надежды, так полна любви и благоговения служба отпевания человека. Каждое слово в ней — слово веры; первые слова ее — «Благословен Бог наш». Сколько нужно уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отшедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовася тебе место упокоения...» Каждое слово нашего богослужения крепко  только правдивостью этой веры и неколеблющейся надежды, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, осиротевшего на время, до воскресения, от своей души.

Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошел в мир, этим телом он воспринял все, чем мир богат — и страшное и дивное. Этим телом он приобщился к Божественным тайнам:

Читать полностью ...

Ж.-К. Ларше. «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек»

LARSHEВниманию читателей предлагается рецензия на книгу Ж.-К. Ларше «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек: Вклад в современный межправославный и межхристианский диалог».

Ж.-К. Ларше, православный патролог и богослов, широко известен в мировой науке как автор более двадцати монографий, посвященных различным сторонам христианского духовного и богословского наследия. В сфере его интересов широкий круг самостоятельных тем: от вопросов сугубо текстологических и исторических до актуальных проблем биоэтики. Особенные заслуги принадлежат этому автору в изучении наследия преподобного Максима Исповедника, которому он посвятил не одну монографию, а также перевел на французский язык и опубликовал ряд его творений. В последние годы количество монографических публикаций Ж.-К. Ларше заметно увеличилось. Ж.-К. Ларше уже хорошо знаком и российскому читателю. За прошедшие десять лет вышло несколько его книг в переводах на русский язык, а в апреле 2012 года он посетил с научным визитом богословский факультет ПСТГУ, встретившись с профессурой и выступив с программным докладом на научно-методологическом семинаре.

Читать полностью ...

Митрополит Каллист. Мой путь в Православную церковь

 

EPISKOP

Отсутствие и присутствие

Хорошо помню, с чего начался мой путь в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать, совершенно неожиданно, летним субботним днем 1952 г. Я шел по Букингем Пэлэс Роуд, что неподалеку от станции метро "Виктория" (это самый центр Лондона) мимо большой, обветшавшей готической церкви XIX века, которой раньше не замечал. Никаких опознавательных знаков на ней не было (общественные связи всегда были слабой стороной Православия на Западе!), если не считать медной таблички, на которой значилось: "Русская Церковь". Когда я вошел в храм св. Филиппа - так называлась Церковь, - в первую минуту мне показалось, что он совершенно пуст. Снаружи, на улице, ярко светило солнце, но внутри было прохладно и темно, как в пещере. Когда же глаза привыкли к полумраку, первое, что я заметил, было именно отсутствие - ни скамеек, ни расставленных аккуратными рядами стульев, лишь пустой гладкий пол. Вскоре я увидел, что церковь не совсем пуста. В центральном и боковых нефах стояло несколько прихожан, в основном, пожилых. На стенах висели иконы, перед ними тускло мерцали лампадки, а на восточной стороне горели свечи перед иконостасом. Пел хор, хотя видно его не было. Через некоторое время из алтаря вышел диакон и обошел церковь; он кадил иконы и людей. Я заметил, что его облачение старо и изношено. И вдруг первое впечатление отсутствия сменилось поразительным ощущением присутствия. Я почувствовал, что церковь вовсе не пуста, напротив, со всех сторон меня окружало бесчисленное множество молящихся. Я интуитивно осознавал, что мы, видимое собрание, - часть намного большего целого и, когда мы молимся, участвуем в действе, намного превосходящем наши молитвы - во всеобщем, всеохватном празднестве, в котором соединяются время и вечность, мир дольний и мир горний.

Читать полностью ...

Что такое проклятие?

Слово «проклятие» является русским аналогом слова "анафема". При этом слово «проклятие»Анафема получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки.

Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном.

Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

Прот. Владислав Цыпин

Валентин Стариков. Хочу в дорогу...

Хочу в дорогу! Путь мой главный                                                                                                                     DOROGA 2
Идёт к берёзам и лугам.
Хочу, чтоб пойменные травы
Меня хлестали по ногам.
В простор широкий и огромный
Иду в предутренней росе.
Родной земли крутые тропы
Ещё исхожены не все.
Ещё любимой незабудок
Я этим летом не срывал.
И лён меня прохладным утром
Голубизной не целовал.
Пускай же музыкой прольётся
В ушах мычание коров,
Звон гулких вёдер у колодца
И тарахтенье тракторов.

Читать полностью ...

Язык церковнославянский

Язык — вовсе не единственная причина, по которой трудно понимать литургические тексты. По-славянскиДаже если перевести богослужение на русский язык, традиционная символика богослужения без комментария останется непонятной. Я для себя отметила два затрудняющих обстоятельства в понимании церковнославянского текста. Во-первых, это другие значения падежей — и особенно измененный порядок слов, который для человека, привыкшего к новой русской литературе, непонятен. Знаменитое «плетение словес». Во-вторых, это другое значение знакомых слов, иллюзия их понятности. В отношении церковнославянского и русского это обширнейшая область ложных «совпадений». Я даже не думала, что таких паронимов так много! Некоторые из них общеизвестны, типа живот — жизнь, позор — зрелище, публичное собрание. Я думала, что таких слов наберется сотня-другая, но в последнем издании словаря паронимов их около 3000!

Ольга Седакова (http://www.pravmir.ru/trudnye-slova-iz-bogosluzheniya-kak-poyavilsya-slovar/)

Евангелие страданий

Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня ЕлисаветаКогда отважный воин храбро пробивается вперёд, подставив грудь всем стрелам неприятеля, а спиной закрывая своего денщика, следующего за ним сзади: можно ли сказать тогда, что этот денщик следует за ним?

Когда любящая жена в человеке, которого она любит больше всего, что есть в мире, в своём муже видит прекрасный пример того, чего она хотела бы достичь в жизни, и вот она по-женски (ведь женщина всё же была взята из бока мужчины) идёт с ним бок о бок, во всём опираясь на него: можно ли сказать тогда, что эта жена следует за своим мужем?

Когда бесстрашный учитель стоит спокойно на площади, окружённый поносящими его, преследуемый завистью; когда все нападки нацелены лишь на него, а его сторонник, согласный с ним, никогда нигде не даёт о себе знать: можно ли сказать тогда, что этот сторонник следует за ним? Когда курица видит приближающегося врага и простирает крылья, чтобы спрятать цыплят, идущих следом за ней: можно ли сказать тогда, что эти цыплята следуют за курицей? Нет, этого здесь не скажешь; отношение должно для этого стать другим.

Читать полностью ...

Подкатегории

  • Все для фронта! Все для Победы!

    Быть добру

    Кол-во материалов:
    25
  • События и новости
    Кол-во материалов:
    1408
  • Братия и прихожане

     

                               прот.Иоанн Каледа прот.Сергий Ковалев  Чт Антоний Жаров 10-15 2021 03_05 м50 Николай Валентинович
    Протоиерей Иоанн Каледа,
    настоятель храма
    Протоиерей Сергий Ковалев Диакон Антоний Жаров Масальский Николай Валентинович,
    приходской староста

      

    Кол-во материалов:
    137
  • Воскресная школа

    Наша Воскресная школа существует около 27 лет. Дети разделены на 4 возрастные группы от дошколят до старшеклассников.

    Для школьников мы придерживаемся программы "Вертоград", а у малышей предмет "Мудрость сказки".

    В школе работают кружки:

    Резба и выжигание по дереву;

    Кружок "Лоскуток", где девочки учатся жить на швейных машинках;

    Церковное пение.

    Дошкольников и младших школьников мы учим петь и играть на 
    диатонических колокольчиках.

    Дети принимают активное участие в подготовке концертов на 
    Рождество и на Пасху, а также участвуют в паломнических поездках и 
    экскурсиях.

    В помощь родителям в школе работает психолог. Занятия проходят по 
    воскресеньям после Литургии. Записаться могут все желающие.


    Кол-во материалов:
    173
  • На книжной полке
    Кол-во материалов:
    310
  • Видео
    Кол-во материалов:
    751
  • Восстановление храма
    Кол-во материалов:
    15
  • Это интересно
    Кол-во материалов:
    304
  • От сумы и тюрьмы
    Кол-во материалов:
    137
  • Домашняя Церковь

    Прот. Глеб Каледа. Домашняя Церковь

    прот.Глеб КаледаЦерковь есть Тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором благодать пронизывает и освящает человека. Каждый церковный человек – частица этого Тела, необходимая для полноты целого (1 Кор 12). Лишь находясь в Церкви, можно жить в изобильной благодати Божией. В эпоху бушующей – словом и делом – антихристианской пропаганды необходимы наши значительные усилия и помощь Божия, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12).

    Для тех, кто живет в родительском доме или вступил в брак, первичной клеточкой Вселенской Церкви должна быть семья, – малая, домашняя церковь. В ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. Домашнюю церковь создают двое –  мужчина и женщина, любящие друг друга супруги, стремящиеся ко Христу.

    Читать полностью ...

    Кол-во материалов:
    120
  • Прп. Давид Гареджийский
    Кол-во материалов:
    34
  • Икона Божией Матери "Трех радостей"
    Кол-во материалов:
    18
  • Православный семейный клуб трезвости

    icon neupivaemaya_chasha_2_640x735.pgБратья и сестры. В нашем храме с благословения настоятеля действует православный семейный клуб трезвости.

    Приходской православный семейный клуб трезвости - это сообщество семей или отдельных её членов, имеющих проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ (алкоголя, наркотических веществ), добровольно объединившихся для обсуждения практических вопросов и способов их решения с целью поддержания своих усилий на пути к трезвому образу жизни и духовно-нравственному становлению.

    В семейном клубе трезвости люди стремятся к оздоровлению личности, имеющей проблемы связанные с употреблением психоактивных веществ, и приобретению членами семей навыков трезвения.

    В нашем семейном клубе трезвости мы решаем такие вопросы, как оказание помощи в изменении стиля жизни лицам, страдающих от злоупотребления или зависимостью от алкоголя, наркотических веществ.

    -оказание помощи и поддержки членам семей страждущих.
    -помощь членам семей, имеющих проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, в улучшении социальных навыков межличностного общения.
    -обеспечение участникам клуба постоянного контакта с профессиональными работниками.

    Сама обстановка - общение, за чайным столом и его доверительность, тепло, искренность, семейность-предлагает образ здоровых семейных отношений, ненавязчиво учит им. Члены клуба обсуждают опыт трезвой жизни, семейные отношения и вопросы духовного становления. И это происходит не на лекции, не на уроке, не на семинаре, а в естественном, непосредственном, хотя и серьёзном, порой достаточно интимном, иногда весьма духовно-напряженном общении, перемежаясь и шуткой, и смехом, как обыкновенно происходит общение между любящими людьми в семье.

    По всем вопросам, связанным с этой темой, обращаться к Святославу Кураленко по телефону 8 (906) 720-93-96.

    Кол-во материалов:
    31
  • Социальное служение

    Поздравление ЖК 6. Богоявление

    Приход нашего храма регулярно поздравляет с праздниками Рождества, Пасхи, Днем Победы, Днем Басманного района, Покрова Пресвятой Богородицы Совет ветеранов Басманного района и Женскую консультацию № 14 на Маросейке.









    Кол-во материалов:
    1
  • Евангельский кружок

    ОБЪЯВЛЕНИЕ О ЕВАНГЕЛЬСКОМ КРУЖКЕ 2019 11_12

    Кол-во материалов:
    10
  • Наш Бессмертный полк

    ea7b49346a125f860ae35422a00df4adЭтот раздел создан в 2020 году, когда исполняется 75 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 г.г. В последнее время в мире делаются попытки перекроить историю, очернить подвиг советских людей, положивших свои души за мир на земле в борьбе с фашисткой чумой. Будем помнить подвиг наших предков. В этой группе устроим наш ПОКРОВСКИЙ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК! Поделимся друг с другом историями наших близких, воевавших и трудившихся для Победы в Великой Отечественной Войне! Поделимся фотографиями, письмами и другими материалами! Расскажем нашим детям о том, на кого нам стоит равняться, кого стоит всегда помнить в молитвах и о ком надо рассказывать потомкам! 

    Кол-во материалов:
    12
  • Пища духовная
    Кол-во материалов:
    46
  • Миссия в МГТУ имени Баумана

    МИССИЯ В МГТУ имени Баумана М

    Цель этой миссии - возрождение духовно - нравственных основ деятельности ведущего технического вуза России - МГТУ имени Баумана и, в частности, возрождение его домовых православных храмов.

    Кол-во материалов:
    28
  • Экскурсии по Москве

    moscow-travel-russia0317

    Приглашаем всех на наши приходские экскурсии по Москве, которые проводит наша дорогая прихожанка Екатерина Владимировна Казакова ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ).

    Кол-во материалов:
    14