Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Сергий преподобный

прп СергийИз всех святых русских преподобный Сергий, может быть, самый таинственный. Его жизнь настолько проста, прозрачна, что ее можно только созерцать. С детства он полюбил Бога простой и цельной любовью, и в течение всей своей жизни он был все проще. Когда в него вглядываешься, все меньше чувствуешь, что можно о нем что-либо сказать. Из всех русских святых он кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем он удивительно близок какой-то молниеносной силой своей молитвы.

Будем возносить свои молитвы с постоянством, с крайней простотой к смиренному, простому святому русской земли. Чтобы по его молитвам и нам найти путь простоты и цельности. Молиться  и о той земле, которую он так самоотреченно умел любить, чтобы на ней (как при нем после страшного татарского ига) настал мир и единомыслие среди людей, основанные на деле, на вере в Бога, на вере в человека, на вере в то, что Господь есть Господь истории земной.

м. Антоний

Достоинства и недостатки

Объясните, пожалуйста, отношение Православной Церкви к трудам митрополитаAntoniy-Surozhskiy Антония Сурожского? Каково ваше отношение к лекциям А.И. Осипова (он критикует митрополита Антония)? Екатерина

На вопрос посетителей портала «Православие и современность» отвечает митр. Саратовский и Вольский Лонгин:

Уважаемая Екатерина! Мне не раз приходилось отвечать на подобные вопросы. Митрополит Антоний — замечательный архипастырь, проповедник, который больше, чем кто бы то ни было, сделал в XX веке для воцерковления не только своей паствы в Лондоне, но и многих верующих православных людей в России. Так же хорошо я отношусь к Алексею Ильичу Осипову, который является одним из лучших миссионеров нашей Церкви: его лекции, выступления помогли на пути к Богу, наверное, тысячам людей.

Что ж, Алексей Ильич не во всем согласен с митрополитом Антонием, есть у них разногласия и в понимании пути ко спасению. Есть и те, кто не согласен с некоторыми суждениями А.И. Осипова. Множество подобных случаев известны в истории Церкви: бывало, что люди, вполне достойные, а порой даже и святые, не понимали друг друга и искренне считали оппонента находящимся в заблуждении — и это не мешало Церкви признавать достоинства и говорить о недостатках как одного, так и другого. Дело в том, что, несмотря на все самые лучшие качества, которые могут быть присущи человеку, он все же остается человеком со своими недостатками и слабостями, способностью ошибаться, а также с элементарным непониманием других людей.

Заповедь Богородицы

Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась. Успение Живой душою и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит и молится о нас. В Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник.

Что же Она оставляет нам? Одну только заповедь – те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос – то исполните... И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным...

Митрополит Сурожский Антоний

Из интервью Фазиля Искандера

ИскандерНо прежде чем читать интервью, помянем новопреставленного Василия (Фазиля Искандера).

- Почти все ваши герои - мусульмане, а вы - христианин. Как это сочетается?

- Христианство пришло в Абхазию в VI веке. Абхазия стала христианской, долгое время находилась под влиянием Византии, но в ХV веке Византия пала, и тогда началось сильное влияние Турции. Так возникло абхазское мусульманство. Абхазы действительно часто говорят: "Аллах", но это во многом условно. Я не видел в Абхазии ни одного мусульманского храма. Сейчас часть абхазов себя считают мусульманами, часть - христианами, хотя христианство развивается более бурно.

- Две религии легко сосуществуют в одном народе, на одной улице?

- Конечно, народ к этим вопросам относится просто. Все эти религиозные конфликты во многом надуманы.

- Что дает вам, как писателю, чувство юмора?

- Юмор поправляет промахи жизни. Поэтому тексты, насыщенные юмором, так близки читателю.

- Однако русские классические писатели, как правило, серьезны. Почему это так?

- Я не думаю, что это так. Много юмора у Пушкина, своеобразный юмор есть у Достоевского. А у Гоголя! Совершенно гениальный юмор, хотя в итоге его трагическое мироощущение эту веселость поглотило...

- В одном из эссе вы написали, что существует литература дома и литература бездомья. Сегодняшнюю литературу можно оценить по этим критериям?

Читать полностью ...

Свобода

0-Pavle"Человек наряду с умом одарен и сердцем, и чувством, и волей как силой, которая может осуществить то, что ум и сердце сочтут необходимым.

А кроме того он одарен еще и свободой. Человек может жить так, как желает Господь, а может и наоборот. Ибо, как говорит наш философ Божа Кнежевич, "человек есть существо, которому и Бог может обрадоваться, и которого и дьявол может устыдиться".

Видите, какой огромный размах! Где мы обнаружимся - зависит от нас".

Патриарх Сербский Павел

Чудесный поток

Помню слова одного из самых моих любимыхвл. Евтихий

учителей Ивана Александровича Глухова,

он приводил слова какого-то мудреца:

"Евангелие - это чудесный поток,

который может перейти ягнёнок

и слон может погрузиться полностью".

То есть: и для простеца, и для мудреца.

епископ Евтихий

Молящийся

 знает

Попаляет врагов

прости

Любовь и сектантство

Протоиерей Все­волод ШпиллерПротоиерей Все­волод Шпиллер в человеке, с которым он говорил, видел, прежде всего, Богом установленное благо. Он с этого начинал. Это не наивная сле­пота ко злу.

Это можно отождествить с любовью, потому что, если бы Господь не начинал с того, чтобы видеть в каждом из нас в первую очередь образ Божий и вообще Его творение, то Он бы перестал Своим тво­рением заниматься, если так можно выразиться. Конечно, этого не может быть, все-таки Господь есть любовь, а любовь любит и грешника, потому что грешник есть творение Божие в самом своем основании.

Это касается не только о. Всеволода, но и свя­щенства вообще, и Церкви. Есть наивный розовый оптимизм и есть духовная уверенность, что начинать общение с другим человеком и продолжать его возможно только на основании любви, веры в то, что в нем есть положительное. И здесь основной контраст с сектантством.

Читать полностью ...

О старости

Зачастую пожилые люди говорят: «Почему я никак не умру? Я не хочу быть обузой для окружающих». И такие слова нельзя оставлять без ответа.

Если ты уверен, что ты – обуза, ничего не остается, как стараться приблизить свою кончину. Но ты никогда не будешь обузой, если... и существует два «если».

Первое: если окружающие любят тебя, тогда ты для них не обуза. Ухаживать заботливо за тем, кого люди любили всю жизнь, – радость, привилегия и плата (хотя слово уродливое) за все, что ты для них сделал.

И второе «если». Если ты стал зависеть от ласки и преданности твоего окружения, твоя задача – сделать ситуацию простой и легкой. Нужно научиться принимать с благодарностью то, что тебе дается

Читать полностью ...

История Русской Церкви. Святитель Фотий. Выпуск 35

Храни больше всего

больше всего

История Русской Церкви. Церковная смута XIV в. Выпуск 34

Что больше?

два чуда

С верой в Господа

Кардиолог Недоступов А.В.Из беседы с кардиологом Александром Недоступом :

– Александр Викторович, а могли бы вы сказать, исходя из вашего огромного опыта, как правильная духовная жизнь человека сказывается на его здоровье? 

– Об этом надо говорить и говорить: замечательный доктор из Белгорода Андрей Юрьевич Третьяков проводил исследование, как болеют люди активные – предприниматели – и монашествующие. Взял такие полярные состояния человеческой души. Из монашествующих его интересовали не те, кто недавно пришел в монастырь и пока еще приспосабливается к новым правилам жизни (это порой проходит трудно), но уже укоренившиеся в монастырском житии, те, кто обрел здесь и покой душевный, и сознание того, что он живет так, как ему должно жить на этом свете: пришел к Богу и служит Богу. Андрей Юрьевич взял несколько заболеваний: гипертоническую болезнь, язвенную болезнь и бронхиальную астму. Вот что получилось: болеют и предприниматели, и монахи одинаково часто. Но монашествующие болеют легче. Они справляются с болезнями быстрее, и последствия у них не такие тяжелые.

Они благодушнее относятся к заболеванию, не так «переживают», для них это не такой стресс,

Читать полностью ...

Между Империей и Пустыней. О чем спорили преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Иосмф Волоцкий и Нил СорскийБедной или богатой должна быть Церковь? Спорят об этом часто. Даже верующие люди. А люди, далекие от Церкви, уверены, что золото на куполах - это уход от идеала добровольной бедности, и что священник на машине "не соответствует занимаемой должности". Нередко кивают на историю - мол, знаем, что в Церкви есть стяжатели явно победили. Чтобы точнее узнать, кто такие нестяжатели, мы обратились к историку Николаю Лисовому, старшему научному сотруднику Института российской истории РАН.


- Николай Николаевич, о проблемах бедности и богатства размышляли и спорили уже в XVI веке - я имею в виду полемику преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Прп. Иосиф представлял позицию "стяжателей", а прп. Нил - "нестяжателей". Не могли бы вы рассказать, в чем состоял конфликт?

- Начинать разговор надо с более давних времен и с более принципиального вопроса. Протоиерей Георгий Флоровский одну из интереснейших своих статей назвал "Империя и Пустыня". Так он обозначил главное движущее противоречие в жизни Церкви. Пустыня - это, говоря обобщенно, сфера личностного начала: уединение и молитва, христианский аскетизм, подвиг отшельников, столпников, безмолвников. Империя - это иная сфера, иные формы духовности и подвига

Читать полностью ...