Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Христианский взгляд. Болезни. Часть 6

Утешение в болезни и увещание переносить болезнь по-христиански

BIBLIYA 11. Священное Писание говорит: проидо­хом сквозе огонь и воду, и извел ecu ны в покой (Пс 65, 12); и желающим угодить Богу надо пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажаем святых мучеников за стра­дания, которые они претерпели ради Бога, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей своей душе: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем малодушествовать в болезни; апостол гово­рит: когда я немощен (телесно), тогда си­лен духовно (2 Кор 12, Ю). Смотрите — Бог испытывает сердца и утробы. Потерпим, пе­ренесем страдания болезни, будем ученика­ми апостола, сказавшего: в скорби будьте терпеливы {Рим 12, 12).

2.   В болезни вспомни святого Иова, истинного, правдивого, непорочного и праведного, благочестивого и удалявше­гося от всякой злой вещи (см.: Иов 1,1): как его, не заслужившего терпеть скорби, Бог предал искушению к испытанию его до­бродетели, пока Иов не посрамил врагов и клеветников, так что они подпали обли­чению через него. Перенося тяжелую бо­лезнь, что он говорил? Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2,10). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: вы получили доброе ваше в жиз­ни вашей (см.: Лк 16, 25). Не будем ослабе­вать. Мы имеем Бога милостивого, Кото­рый знает и немощь нашу более нас. Если Он для испытания попускает на нас бо­лезнь, то мы имеем врачевание (уверение) от апостола, который говорит: верен Бог, Который не попустит вам быть иску­шаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор to, 13).

3. Для укрепления своей веры приведи себе на память Начальника и Совершителя нашего опасения Иисуса Христа (см.: Евр 12,2), избавившего нас от наложенного прокля­тия (см.: Гал 3,13), как Он, приблизившись ко времени креста Своего, показывая нам путь терпения и спасения, говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (мф 26,39). Ради нас сделал это, показывая тем, что Он готов и благоизволяет пострадать; молил­ся же прейти чаше той ради нашей толь­ко немощи, чтобы мы не изнемогали, ког­да молимся и не бываем скоро услышаны. Облобызаем страдания Спасителя наше­го, Который соделался человеком и ради нас терпел поношения, раны, уничижения, оскорбление через оплевания, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчью, боль от вонзения гвоздей, пробо­дение копием, излияние воды и крови; за­имствуй из этого отраду твоим болезням. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы и ты не был чужд святых, когда увидишь их в тот час (прославления), носящих плоды терпения и прославления, чтобы и ты был сообщником их, имея со святыми дерзновение пред Господом Иису­сом Христом. Не печалься же, Бог не забыл тебя, но заботится о тебе. Тщательно внимай себе, чтобы не отпасть от страха Божия и от благо­дарения Богу. Мужайся и укрепляйся о Гос­поде!

4. Ты тяжко заболел и не можешь терпе­ливо перенести этой скорби?2 Но брат! Чем другим похвалились те делатели, упомина­емые в евангельской притче, требовавшие воздаяния от Владыки дома, если не тем, что могли сказать: «Мы понесли тягость дня и зной» (см.: Мф 20, П). Сын мой! Потер­пим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не бу­дем отягощаться скорбью, чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, чадо, что претерпевший... до кон­ца спасется (Мф 24,13). Сын мой! И болезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству (опытности). Муж, не испытан­ный искушениями, не искусен. Испытанный же бедствиями, как золото огнем, бывает искусен. Искусство (опытность) приводит человека к упованию, упование же не посрамит {см.: Рим 4, 4-5). Да не расслабит же враг богоугодного твоего намерения и да не поколеблет твоей веры в Святую Троицу. Скажи мне, что ты пострадал, когда так ослабеваешь? Вспоминай слова апостола: «Вы еще не до крови сражались, подвиза­ясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Гос­подь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12,5-6). Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказа­ния, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр 12, 7-8). Если с благо­дарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь неза­коннорожденным. Сын мой! Прошу тебя, старец — юного, обветшавший во образе иноческом (хотя ничего не сделал благо­го) — новопостригшегося, — да не будет напрасно произносима молитва (Иисусова): "Господи,   Иисусе   Христе..."   Трезвись... Встань с Петром и прочими апостолами, взывая... к Спасителю всех Христу: На­ставник! погибаем (Лк 8, 24). И Он, без сом­нения, придет и к тебе, и запретит ветрам и морю, и утишит бурю, восстающую на ко­рабль твой, — бурю, говорю, в душе твоей... Утвердись же, сын мой, и увидишь помощь Божию. Это первое искушение с тобою; если победишь его с Богом, то оно впредь не воз­обладает тобою; если же враг победит тебя в этом, то заставит и служить себе. Итак, стой и претерпи, ибо, устояв, увидишь, ка­кова милость Господня.

5. Всякий раз, когда твое тело поражается болезнью, воспламеняется сильною горяч­кою, также томится несносной жаждою, то если ты грешник (а кто из людей без гре­ха?) — переноси это, вспоминая о будущем наказании, вечном огне и казни по суду, и не пренебрегай настоящим посланным тебе наказанием, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: наказуяй наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс 117,18). Ты — железо, и огонь очистит твою ржавчину. Но если кто, и будучи праведен, подверг­нется болезням, то чрез это от меньшего преуспевает на большее, как золото соделывается чище. Дан твоей плоти ангел сатаны (см.: 2 Кор 12, 7) в виде болезни? Торжествуй; смотри, кому ты уподобляешься? Ты удос­тоился чести Павловой! Ты искушаешься горячкою? Наказуешъся простудою? Но Писание говорит: пройдох сквозе огонь и воду (Пс 65,12) — и затем уготовано упоко­ение. Достиг первого, ожидай и второго. Успевая же в добродетели терпения, повто­ряй со смирением слова святого Давида, ко­торый сказал: нищ и убог и боляй есмь аз (Пс68, ЗО).

6. Если иногда и помалодушествуешь в тяжкой болезни, спеши покаяться в этом, проси прощения у Бога. Что делать? Са­мая болезнь — невольный крест и неволь­но принуждает к терпению. Как бы ни были жестоки и продолжительны здешние страдания, но все же они имеют конец, а будущая жизнь не имеет конца. Укрепляй себя надеждою: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8, 18). Истинные христиане познают разумом, и на деле испытывают, и из учения святых от­цов узнают, что посылаемые скорби и стра­дания суть проявления милости и любви Божией к нам. Господь видит наши силы, по­требность в огне искушений и меру их.

7. Поэтому не смотри мрачно на постига­ющие тебя телесные немощи и болезни, ибо они скорее указывают на милость Божию и Божие благоволение к тебе, нежели на не­благоволение.

8. Со смертью кончается страдание те­ла и даже, если всю жизнь человек болен, смерть полагает конец страданиям. Это должно служить и утешением для нас, что со смертью окончатся наши бедствия и душа наша переселится к вечному упоко­ению, где будут забыты все злострадания. Немного потерпишь, но вечно утешаться будешь, если с благодарением потерпишь. А всякое, даже и долговременное, нынеш­нее страдание — что по сравнению с веч­ностью? Страшно же вечное страдание, как лютое и бесконечное, временное же не страшно, как краткое, да и нет здесь, на земле, никакого страдания, которому бы Бог не подал какого-либо утешения, ибо знает Он нашу немощь и ради этого не по­пускает нам быть искушаемыми сверх сил (см.: 1 Кор 10, 13). Ничто так не облегчает скорбь, как на­дежда избавления от скорби и получения веч­ного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и временному страданию. Для каждого человека смерть есть дверь к веч­ности или блаженной, или неблагополуч­ной, и уже сегодня она ближе тебе, нежели была вчера и третьего дня. А когда придет, то и положит конец твоему страданию, и от временного страдания перейдешь к вечному упокоению («прохлаждению»),

9. Пользуясь естественными средствами врачевания и помощью врачей, утверждайся в вере в Господа, промышляющего о всех, и предавайся в Его святую волю, ибо будет так, как Ему угодно.

9а. Господь сказал исцеленному расслаб­ленному: вот ты выздоровел; не греши больше (Ин 5,14). Это должны мы повторять и самим себе, и когда будем наказаны (бо­лезнью) и освободимся от наказания, то каждый пусть говорит самому себе: «Вот, ты выздоровел, не греши больше». А если, и продолжая грешить, мы не подвергаемся наказанию, то станем повторять следующее апостольское изречение: благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откро­вения праведного суда от Бога (Рим 2,4-5).

10. Если, по милости Божией, выздорове­ешь после болезни, в особенности серьезной и опасной, возблагодари Господа и скажи в себе: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и исправлю свою жизнь по заповедям Христовым». И как знать! Может быть, Господь как последнее испытание и преду­преждение послал эту болезнь. Будем помнить слова преподобного Мар­ка Подвижника, который говорит, что кто склонен к отрадной жизни, нерадит о сво­ем спасении и послабляет себе во всем, «тот будет иметь при кончине нестерпимую бо­лезнь» по причине привязанности к сласто­любивой жизни. «Сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода, трудолюбивое же сердце — дверь есть отверста»2.

11. О, как неумолимо время! Проходят годы юности и зрелого возраста, наступает старость, богатая не только житейским опы­том, но и в обилии старческими немощами и болезнями. Терпеливо переноси, христиа­нин, телесные немощи в старости, не ма­лодушествуй, чувствуя оскудение телесных сил, но бодрствуй и мужайся и при содей­ствии благодати Божией умей торжествовать над всеми слабостями, какие происходят от бренного телесного состава; при встрече с унынием, с леностью отвечай, что ты им не товарищ.

12. Поставь себя, брат-христианин, выше своих страданий и верь, что по воле Божией проистечет для тебя благословение из того, что считал ты источником печали.

О страхе смерти во бремя болезни

Жизнь и смерть каждого человека — в руках Божиих, и без воли Божией или по­пущения Божия никто не отходитKAPELNICA из этого мира в вечность. Все дни нашей жизни изо-чтены пред Богом, и каждому из нас, еще прежде нашего создания, предопределен предел земной жизни. Только нам неизвест­но, когда и как кому из нас отсюда отойти. Напрасно святой пророк Давид просил Господа, чтобы Он сказал число дней его, да разумеет он, сколько остается ему прожить (см.: Пс 38, 5). Промышляющий о нас Всеблагий и Всепремудрый Господь Бог не дает нам этого опасного знания, чтобы не­известностью последнего дня предохранить от отчаяния тех, которые видели бы себя слишком близкими к своему концу; обуздать излишнюю уверенность тех, которые видели бы себя еще далекими от смерти; и заставить всех неусыпно бдеть над собою, внимать сво­ему спасению, неленостно исполнять свои обязанности. Судьбы Божий неисповедимы. Он един ведает тайная сердец наших и всю нашу жизнь до последнего вздоха и, по премуд­рому Своему промышлению о нашем спа­сении, предназначает конец нашей жизни. По слову святой Церкви, Господь глубиною мудрости человеколюбно все устраивает и полезное всем подает. Например, если Господь чью жизнь продолжает, сохраняя ц,о самой старости, то благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или младенчестве, то также благодетельствует, переводя человека в загробный мир ради того, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство (злых людей) не прельсти­ло души его (Прем 4,11). И потому для чело­века нет ничего лучше и полезнее предан­ности воле Божией. Господь создал человека для бессмертной жизни. Но через грех в мир вошла смерть. Поэтому естественно человеческой природе страшиться смерти, как явления противо­естественного. Тем более естественен страх смерти в болезни. Но этот естественный природе страх препобеждается христиани­ном силою веры и упования христианско­го. Во Христе смерть побеждена победою воскресения Христова. У христианина не должно быть чрезмерного страха смерти, колеблющего веру и упование2. Смерть, го­ворит святитель Иоанн Златоуст, страшна грешникам, праведным же вожделенна, как возвращение в тихую пристань, горнее жилище, небесное отечество. Смерти боится тот, кто живет в нерадении и не имеет чи­стой совести. Впрочем, страх смерти может быть и поле­зен, когда он побуждает грешника к пока­янию. Но у некоторых людей эта спаси­тельность страха смерти уничтожается отсутствием упования спасения. «Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая (естест­венного) страха смерти, уничтожает убий­ственную его болезненность». Жизнь по заповедям Божиим и непоколебимая вера рождают в душе чувство упования спасения и надежду, что Господь не оставит нас без Своей милости.

Надо страшиться не столько смерти, пред­смертных страданий и неизвестности самого перехода, сколько того, что по смерти нас ожидает, и стараться всегда быть к тому готовым. Готовность есть плач о грехах, посильное делание добра и непоколебимая вера в Господа Спасителя, желающего всем спастись. Вот почему и положено вам, христианам, помнить час смертный, чтобы всегда быть готовым к нему, молясь ежедневно, даже ежечасно: «Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мир­ной, и доброго ответа на Страшном Суди­лище Твоем, Господи, сподоби меня». И так как дни и часы нашей жизни не в наших ру­ках, то и во время болезни иметь память об исходе не противоречит нашим упованиям. В то же время нельзя допускать чрезмерного страха смерти, который причиняет больно­му только вред: «От упадка духа и лишения спокойствия расслабляется тело и без болез­ни болезнь приключается». Святые отцы и подвижники оставили для верующих христиан многие утешительные наставления и размышления против страха смерти, ибо этот страх, особенно в болез­ни, смущает иного и благочестивого чело­века по свойственной людям немощи.

1. Нас должно ободрять воспомина­ние о неповинной смерти Христа Спа­сителя, Который Своею смертью лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил верующих в имя Его от ада и от страха смерти {см.: Евр 2, 14-15). Умер Бессмертный, чтобы мы, смертные, не убоялись смерти, о чем так превосход­но говорит свт. Златоуст: «Как врач, не имея нужды вкушать пишу, приготовлен­ную больному, заботясь о нем, сначала сам вкушает, чтобы небоязненно вкушал ее и больной, так и Христос, не имея необхо­димости умирать, Сам вкусил смерть, ибо все люди боялись смерти, увещевая их не бояться смерти». Так, ободряясь, благо­честивые христиане, прежде нас жившие, безбоязненно встречали наступающую свою смерть и этим упованием на Побе­дителя смерти, Христа Бога, как щитом защищали себя против страха ее и раство­ряли ее горечь утешительным воспомина­нием о победительной смерти Христовой и таким образом упокоились блаженной кончиною.

2. Нас должна утешать и ободрять вера в воскресение наших тел из мертвых. Хотя в смерти разрушается союз души с телом и мертвое тело предается земле и истлева­ет, но снова Божиею силою, которою все приведено из небытия в бытие, оживотворится, соединившись с душою, ибо сказано в Писании, что в день всеобщего воскресе­ния мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин 5, 25). В этой над­ежде воскресения утверждает и укрепляет Сам Господь, говоря: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11,25). В этом утверждает нас все­могущество Божие: если Господь Бог из ни­чего все сотворил, тем более тленное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие (см.: 1 Кор 15, 54); в этом утверждает нас мно­жество примеров воскрешения мертвых, о которых повествуется в святом Евангелии и в житиях святых.

3. Для христианина весьма утешительно знать, что с умирающим о Господе присут­ствуют святые Ангелы и переносят их души в небесные обители, как об этом открыл нам Сам ГОСПОДЬ (см.: Лк 16, 22).

4. Умершие о Господе начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность1. Земная наша жизнь исполнена многими бедами и болезнями. И нет ни одного че­ловека, который прожил бы в постоянном счастье до конца жизни. Мы видим непре­станную перемену: человек богатый ста­новится нищим, из славного бесславным, из здорового немощным. С плачем мы рождаемся, в бедах, скорбях, болезнях и страхе живем, в страхе и душевном том­лении кончаем жизнь. Таково наше пла­чевное, скорбное житие в этом мире. Но когда о Господе умираем — освобожда­емся от всех этих бед. «Никто не должен смущаться смертью, — говорит священно-мученик Киприан Карфагенский, — так как в (этой) жизни — труд и опасность, скорби и болезни, а в смерти — покой и чаяние воскресения». Во время гонения и постигшей жителей Карфагена смерто­носной чумы святитель Киприан писал своей пастве: «Надобно размышлять, возлюбленнейшие братья, и почасту думать о том, что мы отреклись от мира и находим­ся здесь временно, как гости и странники. Будем же благословлять день, который каждого приводит к собственному его (небесному) жилищу, который, восхитив нас от земли и разрешив от мирских уз, возвращает нас в рай и в Царство Небе­сное. Кто, находясь на чужой стороне, не поспешил бы возвратиться в отечест­во? Кто, поспешая на корабле к своим, не желал бы попутного ветра, чтобы скорее можно было обнять своих друзей? А мы своим отечеством почитаем рай, почему же не спешим скорее увидеть любезных нам: ждет (нас) многочисленный сонм ро­дителей, братьев, детей, которые, не стра­шась уже за свою безопасность, заботят­ся еще и о нашем спасении. Увидеть их, обнять — о, какая это радость для них и* вместе для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блажен­ство при вечной жизни! Там славный лик апостолов, там сонмы радующихся про­роков, там бесчисленное множество му­чеников, увенчанных за победу в борьбе и страдании; там торжествующие девы, силою воздержания победившие вожде­ления плоти и тела; там восприявшие на­граду благотворители, которые, снабжая пищею и щедрыми подаяниями нищих, перенесли земные свои наследственные сокровища в небесные. К ним-то поспешим, возлюбленные бра­тья, с неудержимою любовью, с пламенным желанием быть скорее с ними, скорее прийти ко Христу. Таковое помышление наше да ви­дит Бог, на такое намерение нашей мысли и веры да обратит взор Господь Христос, име­ющий излить обильнейшие награды Своей славы на тех, которые большую показали преданность Ему». Так писал святитель Киприан, который сам бестрепетно пострадал за Христа, — писал верным своим братьям и сестрам — христи­анам, многие из которых, как и их епископ-мученик, смело, без страха смерти перенесли страшные мучения и смерть за Христа. Свя­тые мученики встречали смерть с небесной ра­достью и спокойным взором, устремленным на небо. И не только юноши и мужи, но и не­мощные по природе девы, малолетние отроки не смущались мыслью об ожидающей их за исповедание Христа мучительной смерти.

5. Посмотри, христианин, как мирно и бестрепетно кончали дни своей жизни люди, глубоко веровавшие во Христа и ста­равшиеся исполнять Его учение в своей жиз­ни, люди праведные и святые. Когда наступил день кончины прп. Мар­ка Фрачевского, он сказал своему брату Серапиону: «Брат Серапион! Велик для меня нынешний день, паче всех дней моей жиз­ни: ныне разлучается душа моя от плотских страданий и идет успокоиться в обители небесные; ныне почиет мое тело от многих? трудов и болезней». В это время пещера, в которой жил преподобный, осветила небесным светом, и он мирно скончался. Св. Иларион в час своей смерти говорил: «Изыди, душа моя, что боишься? Изыди, что смущаешься? Восемьдесят лет служи­ла ты Христу, и смерти ли ты боишься?» С этими словами он мирно предал дух свой Богу. Святитель Иоанн Златоуст умер в заточе­нии. В день своей кончины он совершил Бо­жественную литургию, причастился Святых Тайн и после продолжительной молитвы, со­творив благодарение, простился с окружа­ющими, потом возлег на постель и сказал: «Слава Богу за все!» Сотворив в последний раз на себе крестное знамение, предал дух свой Богу.

6. Нельзя не умиляться, какой живой уверенностью в будущую загробную жизнь с ее блаженством и покоем дышит в каждом слове прощальное письмо епископа Феофа­на Затворника к своей умирающей сестре. Как будто праведный старец-подвижник провожает свою сестру не в неведомую страну, сокрытую от нас непроницаемой за­весой, а куда-то совсем в недалекий путь, где ожидает нас радостное свидание с близкими и родными, которым святитель посылает от себя привет и поклон, успокаивая в то же время умирающую, что их разлука не бу­дет продолжительна: «День, другой — и мы с тобой!»

«Прощай, сестра, — пишет он, — Гос­подь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир живая, себя помнящая и весь мир окру­жающий узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка (наши отец и мать), братья и сестры. Поклонись им и наши им передай приветы и проси попещись (позаботиться) о нас. Тебя окружат твои дети с своими родственными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя — дверь в лучшую жизнь. Ангел Хранитель твой примет твою душу и поведет ее путями, какими Бог пове­лит. И будь крепкой верою, что Господь и Спаситель все грехи кающихся изглаждает. Изглаждены и твои грехи, когда покаялась. Эту веру поживее восстанови в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же, Господи, тебе мирный исход. День, другой — и мы с тобой! Скоро свидимся. Потому не тужи об оставшихся. Прощай! Господь с тобой!»

7. Не всякая болезнь к смерти. Не все за­болевшие умирают. Чаще же поболеют и вы­здоровеют. Но умирать придется каждому в свой час. У больного то преимущество, что смерть, если ей суждено прийти, при­дет не внезапно. Человек тогда может про­думать свою жизнь и по-христиански под­готовиться к исходу (покаянием, исповедью и причащением). Если ты болен, христианин, смотри, не упусти удобного времени; вместо бесполез­ных страхований и беспокойства за свою временную жизнь подумай о вечности. А что будет — то в руках Божиих. «Да бу­дет воля Божия!» — в этом предании себя воле Божией состоит душевный покой всех вообще, а тем более больных.

8. Но, скажет кто, не так я боюсь смер­ти, как смущают меня грехи мои. Если ты и много грешил, но отстал от грехов благодатью Божией и приносишь пло­ды покаяния, тебе нечего смущаться, но надо укрепляться надеждою на Бо-жие милосердие. Ибо истинно кающему­ся Бог прощает грехи и в милость Свою приемлет его. Если же ты продолжаешь творить грехи, то спеши отстать от них и покаяться и также утвердить себя над­еждою на милость Божию; тогда отпадет и излишний страх смерти, И хотя этот страх смущает и благочестивых, однако же они чувствуют утешающую их благо­дать Божию, которая ободряет, укрепляет их против страха смерти. Но грешники некающиеся должны трепетать смерти, ибо для нераскаянных, по свидетельству слова Божия, закрыто Небесное Царствие (см.: 1 Кор 6, 9-10; Откр 21, 8; Рим 2, 5}.

9. Для кающегося грешника выздоров­ление после тяжелой болезни и продол­жение жизни есть продолжение милости Божией к человеку. За таковую милость Божию должен он из глубины своей души благодарить Бога. Благоволительно выслушивает Господь молитву, кото­рую в смирении и покаянии произносят к Нему: «Безплодие зря многоболезненныя моея души, еще потерпи, Христе, и не посецы мене, якоже смоковницу оную проклятую».

 О служении больным

Y POSTELIХотящему спастись необходимо помнить и не забывать апостольскую заповедь: носи­те бремена (слав, «тяготы») друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6, 2). Много других заповедей, но ни при одной нет такого добавления: «таким обра­зом исполните закон Христов», Великое зна­чение имеет эта заповедь, и прежде других надо заботиться об ее исполнении, ибо исполнением этой заповеди стяжевается хри­стианское милосердие. Уход за больным требует немалого терпе­ния и выдержки, особенно если имеем дело с нетерпеливыми, требовательными больны­ми. Поэтому и говорят святые подвижники, что «одинаковую получают награду и боль­ной, и служащий ему».

Преподобный авва Дорофей говорит, что «кто разумно служит больным, тот освобо­ждается от страстей» и от борьбы с нечи­стыми помыслами. Что значит — служить больным разумно? Если кто служит боль­ному за награду, то если с ним случится что-либо скорбное, он легко удаляется от этого доброго дела. Такой служит больно­му неразумно (т.е. без должного духовно­го рассуждения). «А разумно служащий (больному) служит для того, чтобы при­обрести милостивое сердце (милосердие), чтобы приобрести чувство сострадания; ибо кто имеет такую цель, тот что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной бла­готворит ему, нежели он больному». И ког­да случится, что и ты заболеешь, говорит прп. Дорофей, то Бог воздвигнет человека, который послужит тебе, ибо Он оказал: ка­кою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф7,2).

Преподобный Варсонофий Великий в от­вете больному старцу Андрею писал: «Бог да укрепит больного и служащих ему, и делания обоих будут во славу Божию. Чтобы не малодушествовать и не отягощаться (больно­му и служащим ему), взирайте на конец тер­пения. Близок Господь, сказавший: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13,5).

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря