- Подробности
-
Опубликовано 17.05.2013 00:00
Утешение в болезни и увещание переносить болезнь по-христиански
1. Священное Писание говорит: проидохом сквозе огонь и воду, и извел ecu ны в покой (Пс 65, 12); и желающим угодить Богу надо пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажаем святых мучеников за страдания, которые они претерпели ради Бога, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей своей душе: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем малодушествовать в болезни; апостол говорит: когда я немощен (телесно), тогда силен духовно (2 Кор 12, Ю). Смотрите — Бог испытывает сердца и утробы. Потерпим, перенесем страдания болезни, будем учениками апостола, сказавшего: в скорби будьте терпеливы {Рим 12, 12).
2. В болезни вспомни святого Иова, истинного, правдивого, непорочного и праведного, благочестивого и удалявшегося от всякой злой вещи (см.: Иов 1,1): как его, не заслужившего терпеть скорби, Бог предал искушению к испытанию его добродетели, пока Иов не посрамил врагов и клеветников, так что они подпали обличению через него. Перенося тяжелую болезнь, что он говорил? Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2,10). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: вы получили доброе ваше в жизни вашей (см.: Лк 16, 25). Не будем ослабевать. Мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он для испытания попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание (уверение) от апостола, который говорит: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор to, 13).
3. Для укрепления своей веры приведи себе на память Начальника и Совершителя нашего опасения Иисуса Христа (см.: Евр 12,2), избавившего нас от наложенного проклятия (см.: Гал 3,13), как Он, приблизившись ко времени креста Своего, показывая нам путь терпения и спасения, говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (мф 26,39). Ради нас сделал это, показывая тем, что Он готов и благоизволяет пострадать; молился же прейти чаше той ради нашей только немощи, чтобы мы не изнемогали, когда молимся и не бываем скоро услышаны. Облобызаем страдания Спасителя нашего, Который соделался человеком и ради нас терпел поношения, раны, уничижения, оскорбление через оплевания, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчью, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови; заимствуй из этого отраду твоим болезням. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы и ты не был чужд святых, когда увидишь их в тот час (прославления), носящих плоды терпения и прославления, чтобы и ты был сообщником их, имея со святыми дерзновение пред Господом Иисусом Христом. Не печалься же, Бог не забыл тебя, но заботится о тебе. Тщательно внимай себе, чтобы не отпасть от страха Божия и от благодарения Богу. Мужайся и укрепляйся о Господе!
4. Ты тяжко заболел и не можешь терпеливо перенести этой скорби?2 Но брат! Чем другим похвалились те делатели, упоминаемые в евангельской притче, требовавшие воздаяния от Владыки дома, если не тем, что могли сказать: «Мы понесли тягость дня и зной» (см.: Мф 20, П). Сын мой! Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться скорбью, чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, чадо, что претерпевший... до конца спасется (Мф 24,13). Сын мой! И болезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству (опытности). Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Испытанный же бедствиями, как золото огнем, бывает искусен. Искусство (опытность) приводит человека к упованию, упование же не посрамит {см.: Рим 4, 4-5). Да не расслабит же враг богоугодного твоего намерения и да не поколеблет твоей веры в Святую Троицу. Скажи мне, что ты пострадал, когда так ослабеваешь? Вспоминай слова апостола: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12,5-6). Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр 12, 7-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь незаконнорожденным. Сын мой! Прошу тебя, старец — юного, обветшавший во образе иноческом (хотя ничего не сделал благого) — новопостригшегося, — да не будет напрасно произносима молитва (Иисусова): "Господи, Иисусе Христе..." Трезвись... Встань с Петром и прочими апостолами, взывая... к Спасителю всех Христу: Наставник! погибаем (Лк 8, 24). И Он, без сомнения, придет и к тебе, и запретит ветрам и морю, и утишит бурю, восстающую на корабль твой, — бурю, говорю, в душе твоей... Утвердись же, сын мой, и увидишь помощь Божию. Это первое искушение с тобою; если победишь его с Богом, то оно впредь не возобладает тобою; если же враг победит тебя в этом, то заставит и служить себе. Итак, стой и претерпи, ибо, устояв, увидишь, какова милость Господня.
5. Всякий раз, когда твое тело поражается болезнью, воспламеняется сильною горячкою, также томится несносной жаждою, то если ты грешник (а кто из людей без греха?) — переноси это, вспоминая о будущем наказании, вечном огне и казни по суду, и не пренебрегай настоящим посланным тебе наказанием, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: наказуяй наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс 117,18). Ты — железо, и огонь очистит твою ржавчину. Но если кто, и будучи праведен, подвергнется болезням, то чрез это от меньшего преуспевает на большее, как золото соделывается чище. Дан твоей плоти ангел сатаны (см.: 2 Кор 12, 7) в виде болезни? Торжествуй; смотри, кому ты уподобляешься? Ты удостоился чести Павловой! Ты искушаешься горячкою? Наказуешъся простудою? Но Писание говорит: пройдох сквозе огонь и воду (Пс 65,12) — и затем уготовано упокоение. Достиг первого, ожидай и второго. Успевая же в добродетели терпения, повторяй со смирением слова святого Давида, который сказал: нищ и убог и боляй есмь аз (Пс68, ЗО).
6. Если иногда и помалодушествуешь в тяжкой болезни, спеши покаяться в этом, проси прощения у Бога. Что делать? Самая болезнь — невольный крест и невольно принуждает к терпению. Как бы ни были жестоки и продолжительны здешние страдания, но все же они имеют конец, а будущая жизнь не имеет конца. Укрепляй себя надеждою: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8, 18). Истинные христиане познают разумом, и на деле испытывают, и из учения святых отцов узнают, что посылаемые скорби и страдания суть проявления милости и любви Божией к нам. Господь видит наши силы, потребность в огне искушений и меру их.
7. Поэтому не смотри мрачно на постигающие тебя телесные немощи и болезни, ибо они скорее указывают на милость Божию и Божие благоволение к тебе, нежели на неблаговоление.
8. Со смертью кончается страдание тела и даже, если всю жизнь человек болен, смерть полагает конец страданиям. Это должно служить и утешением для нас, что со смертью окончатся наши бедствия и душа наша переселится к вечному упокоению, где будут забыты все злострадания. Немного потерпишь, но вечно утешаться будешь, если с благодарением потерпишь. А всякое, даже и долговременное, нынешнее страдание — что по сравнению с вечностью? Страшно же вечное страдание, как лютое и бесконечное, временное же не страшно, как краткое, да и нет здесь, на земле, никакого страдания, которому бы Бог не подал какого-либо утешения, ибо знает Он нашу немощь и ради этого не попускает нам быть искушаемыми сверх сил (см.: 1 Кор 10, 13). Ничто так не облегчает скорбь, как надежда избавления от скорби и получения вечного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и временному страданию. Для каждого человека смерть есть дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной, и уже сегодня она ближе тебе, нежели была вчера и третьего дня. А когда придет, то и положит конец твоему страданию, и от временного страдания перейдешь к вечному упокоению («прохлаждению»),
9. Пользуясь естественными средствами врачевания и помощью врачей, утверждайся в вере в Господа, промышляющего о всех, и предавайся в Его святую волю, ибо будет так, как Ему угодно.
9а. Господь сказал исцеленному расслабленному: вот ты выздоровел; не греши больше (Ин 5,14). Это должны мы повторять и самим себе, и когда будем наказаны (болезнью) и освободимся от наказания, то каждый пусть говорит самому себе: «Вот, ты выздоровел, не греши больше». А если, и продолжая грешить, мы не подвергаемся наказанию, то станем повторять следующее апостольское изречение: благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим 2,4-5).
10. Если, по милости Божией, выздоровеешь после болезни, в особенности серьезной и опасной, возблагодари Господа и скажи в себе: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и исправлю свою жизнь по заповедям Христовым». И как знать! Может быть, Господь как последнее испытание и предупреждение послал эту болезнь. Будем помнить слова преподобного Марка Подвижника, который говорит, что кто склонен к отрадной жизни, нерадит о своем спасении и послабляет себе во всем, «тот будет иметь при кончине нестерпимую болезнь» по причине привязанности к сластолюбивой жизни. «Сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода, трудолюбивое же сердце — дверь есть отверста»2.
11. О, как неумолимо время! Проходят годы юности и зрелого возраста, наступает старость, богатая не только житейским опытом, но и в обилии старческими немощами и болезнями. Терпеливо переноси, христианин, телесные немощи в старости, не малодушествуй, чувствуя оскудение телесных сил, но бодрствуй и мужайся и при содействии благодати Божией умей торжествовать над всеми слабостями, какие происходят от бренного телесного состава; при встрече с унынием, с леностью отвечай, что ты им не товарищ.
12. Поставь себя, брат-христианин, выше своих страданий и верь, что по воле Божией проистечет для тебя благословение из того, что считал ты источником печали.
О страхе смерти во бремя болезни
Жизнь и смерть каждого человека — в руках Божиих, и без воли Божией или попущения Божия никто не отходит
из этого мира в вечность. Все дни нашей жизни изо-чтены пред Богом, и каждому из нас, еще прежде нашего создания, предопределен предел земной жизни. Только нам неизвестно, когда и как кому из нас отсюда отойти. Напрасно святой пророк Давид просил Господа, чтобы Он сказал число дней его, да разумеет он, сколько остается ему прожить (см.: Пс 38, 5). Промышляющий о нас Всеблагий и Всепремудрый Господь Бог не дает нам этого опасного знания, чтобы неизвестностью последнего дня предохранить от отчаяния тех, которые видели бы себя слишком близкими к своему концу; обуздать излишнюю уверенность тех, которые видели бы себя еще далекими от смерти; и заставить всех неусыпно бдеть над собою, внимать своему спасению, неленостно исполнять свои обязанности. Судьбы Божий неисповедимы. Он един ведает тайная сердец наших и всю нашу жизнь до последнего вздоха и, по премудрому Своему промышлению о нашем спасении, предназначает конец нашей жизни. По слову святой Церкви, Господь глубиною мудрости человеколюбно все устраивает и полезное всем подает. Например, если Господь чью жизнь продолжает, сохраняя ц,о самой старости, то благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или младенчестве, то также благодетельствует, переводя человека в загробный мир ради того, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство (злых людей) не прельстило души его (Прем 4,11). И потому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией. Господь создал человека для бессмертной жизни. Но через грех в мир вошла смерть. Поэтому естественно человеческой природе страшиться смерти, как явления противоестественного. Тем более естественен страх смерти в болезни. Но этот естественный природе страх препобеждается христианином силою веры и упования христианского. Во Христе смерть побеждена победою воскресения Христова. У христианина не должно быть чрезмерного страха смерти, колеблющего веру и упование2. Смерть, говорит святитель Иоанн Златоуст, страшна грешникам, праведным же вожделенна, как возвращение в тихую пристань, горнее жилище, небесное отечество. Смерти боится тот, кто живет в нерадении и не имеет чистой совести. Впрочем, страх смерти может быть и полезен, когда он побуждает грешника к покаянию. Но у некоторых людей эта спасительность страха смерти уничтожается отсутствием упования спасения. «Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая (естественного) страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность». Жизнь по заповедям Божиим и непоколебимая вера рождают в душе чувство упования спасения и надежду, что Господь не оставит нас без Своей милости.
Надо страшиться не столько смерти, предсмертных страданий и неизвестности самого перехода, сколько того, что по смерти нас ожидает, и стараться всегда быть к тому готовым. Готовность есть плач о грехах, посильное делание добра и непоколебимая вера в Господа Спасителя, желающего всем спастись. Вот почему и положено вам, христианам, помнить час смертный, чтобы всегда быть готовым к нему, молясь ежедневно, даже ежечасно: «Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Судилище Твоем, Господи, сподоби меня». И так как дни и часы нашей жизни не в наших руках, то и во время болезни иметь память об исходе не противоречит нашим упованиям. В то же время нельзя допускать чрезмерного страха смерти, который причиняет больному только вред: «От упадка духа и лишения спокойствия расслабляется тело и без болезни болезнь приключается». Святые отцы и подвижники оставили для верующих христиан многие утешительные наставления и размышления против страха смерти, ибо этот страх, особенно в болезни, смущает иного и благочестивого человека по свойственной людям немощи.
1. Нас должно ободрять воспоминание о неповинной смерти Христа Спасителя, Который Своею смертью лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил верующих в имя Его от ада и от страха смерти {см.: Евр 2, 14-15). Умер Бессмертный, чтобы мы, смертные, не убоялись смерти, о чем так превосходно говорит свт. Златоуст: «Как врач, не имея нужды вкушать пишу, приготовленную больному, заботясь о нем, сначала сам вкушает, чтобы небоязненно вкушал ее и больной, так и Христос, не имея необходимости умирать, Сам вкусил смерть, ибо все люди боялись смерти, увещевая их не бояться смерти». Так, ободряясь, благочестивые христиане, прежде нас жившие, безбоязненно встречали наступающую свою смерть и этим упованием на Победителя смерти, Христа Бога, как щитом защищали себя против страха ее и растворяли ее горечь утешительным воспоминанием о победительной смерти Христовой и таким образом упокоились блаженной кончиною.
2. Нас должна утешать и ободрять вера в воскресение наших тел из мертвых. Хотя в смерти разрушается союз души с телом и мертвое тело предается земле и истлевает, но снова Божиею силою, которою все приведено из небытия в бытие, оживотворится, соединившись с душою, ибо сказано в Писании, что в день всеобщего воскресения мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин 5, 25). В этой надежде воскресения утверждает и укрепляет Сам Господь, говоря: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11,25). В этом утверждает нас всемогущество Божие: если Господь Бог из ничего все сотворил, тем более тленное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие (см.: 1 Кор 15, 54); в этом утверждает нас множество примеров воскрешения мертвых, о которых повествуется в святом Евангелии и в житиях святых.
3. Для христианина весьма утешительно знать, что с умирающим о Господе присутствуют святые Ангелы и переносят их души в небесные обители, как об этом открыл нам Сам ГОСПОДЬ (см.: Лк 16, 22).
4. Умершие о Господе начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность1. Земная наша жизнь исполнена многими бедами и болезнями. И нет ни одного человека, который прожил бы в постоянном счастье до конца жизни. Мы видим непрестанную перемену: человек богатый становится нищим, из славного бесславным, из здорового немощным. С плачем мы рождаемся, в бедах, скорбях, болезнях и страхе живем, в страхе и душевном томлении кончаем жизнь. Таково наше плачевное, скорбное житие в этом мире. Но когда о Господе умираем — освобождаемся от всех этих бед. «Никто не должен смущаться смертью, — говорит священно-мученик Киприан Карфагенский, — так как в (этой) жизни — труд и опасность, скорби и болезни, а в смерти — покой и чаяние воскресения». Во время гонения и постигшей жителей Карфагена смертоносной чумы святитель Киприан писал своей пастве: «Надобно размышлять, возлюбленнейшие братья, и почасту думать о том, что мы отреклись от мира и находимся здесь временно, как гости и странники. Будем же благословлять день, который каждого приводит к собственному его (небесному) жилищу, который, восхитив нас от земли и разрешив от мирских уз, возвращает нас в рай и в Царство Небесное. Кто, находясь на чужой стороне, не поспешил бы возвратиться в отечество? Кто, поспешая на корабле к своим, не желал бы попутного ветра, чтобы скорее можно было обнять своих друзей? А мы своим отечеством почитаем рай, почему же не спешим скорее увидеть любезных нам: ждет (нас) многочисленный сонм родителей, братьев, детей, которые, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении. Увидеть их, обнять — о, какая это радость для них и* вместе для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни! Там славный лик апостолов, там сонмы радующихся пророков, там бесчисленное множество мучеников, увенчанных за победу в борьбе и страдании; там торжествующие девы, силою воздержания победившие вожделения плоти и тела; там восприявшие награду благотворители, которые, снабжая пищею и щедрыми подаяниями нищих, перенесли земные свои наследственные сокровища в небесные. К ним-то поспешим, возлюбленные братья, с неудержимою любовью, с пламенным желанием быть скорее с ними, скорее прийти ко Христу. Таковое помышление наше да видит Бог, на такое намерение нашей мысли и веры да обратит взор Господь Христос, имеющий излить обильнейшие награды Своей славы на тех, которые большую показали преданность Ему». Так писал святитель Киприан, который сам бестрепетно пострадал за Христа, — писал верным своим братьям и сестрам — христианам, многие из которых, как и их епископ-мученик, смело, без страха смерти перенесли страшные мучения и смерть за Христа. Святые мученики встречали смерть с небесной радостью и спокойным взором, устремленным на небо. И не только юноши и мужи, но и немощные по природе девы, малолетние отроки не смущались мыслью об ожидающей их за исповедание Христа мучительной смерти.
5. Посмотри, христианин, как мирно и бестрепетно кончали дни своей жизни люди, глубоко веровавшие во Христа и старавшиеся исполнять Его учение в своей жизни, люди праведные и святые. Когда наступил день кончины прп. Марка Фрачевского, он сказал своему брату Серапиону: «Брат Серапион! Велик для меня нынешний день, паче всех дней моей жизни: ныне разлучается душа моя от плотских страданий и идет успокоиться в обители небесные; ныне почиет мое тело от многих? трудов и болезней». В это время пещера, в которой жил преподобный, осветила небесным светом, и он мирно скончался. Св. Иларион в час своей смерти говорил: «Изыди, душа моя, что боишься? Изыди, что смущаешься? Восемьдесят лет служила ты Христу, и смерти ли ты боишься?» С этими словами он мирно предал дух свой Богу. Святитель Иоанн Златоуст умер в заточении. В день своей кончины он совершил Божественную литургию, причастился Святых Тайн и после продолжительной молитвы, сотворив благодарение, простился с окружающими, потом возлег на постель и сказал: «Слава Богу за все!» Сотворив в последний раз на себе крестное знамение, предал дух свой Богу.
6. Нельзя не умиляться, какой живой уверенностью в будущую загробную жизнь с ее блаженством и покоем дышит в каждом слове прощальное письмо епископа Феофана Затворника к своей умирающей сестре. Как будто праведный старец-подвижник провожает свою сестру не в неведомую страну, сокрытую от нас непроницаемой завесой, а куда-то совсем в недалекий путь, где ожидает нас радостное свидание с близкими и родными, которым святитель посылает от себя привет и поклон, успокаивая в то же время умирающую, что их разлука не будет продолжительна: «День, другой — и мы с тобой!»
«Прощай, сестра, — пишет он, — Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир живая, себя помнящая и весь мир окружающий узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка (наши отец и мать), братья и сестры. Поклонись им и наши им передай приветы и проси попещись (позаботиться) о нас. Тебя окружат твои дети с своими родственными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя — дверь в лучшую жизнь. Ангел Хранитель твой примет твою душу и поведет ее путями, какими Бог повелит. И будь крепкой верою, что Господь и Спаситель все грехи кающихся изглаждает. Изглаждены и твои грехи, когда покаялась. Эту веру поживее восстанови в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же, Господи, тебе мирный исход. День, другой — и мы с тобой! Скоро свидимся. Потому не тужи об оставшихся. Прощай! Господь с тобой!»
7. Не всякая болезнь к смерти. Не все заболевшие умирают. Чаще же поболеют и выздоровеют. Но умирать придется каждому в свой час. У больного то преимущество, что смерть, если ей суждено прийти, придет не внезапно. Человек тогда может продумать свою жизнь и по-христиански подготовиться к исходу (покаянием, исповедью и причащением). Если ты болен, христианин, смотри, не упусти удобного времени; вместо бесполезных страхований и беспокойства за свою временную жизнь подумай о вечности. А что будет — то в руках Божиих. «Да будет воля Божия!» — в этом предании себя воле Божией состоит душевный покой всех вообще, а тем более больных.
8. Но, скажет кто, не так я боюсь смерти, как смущают меня грехи мои. Если ты и много грешил, но отстал от грехов благодатью Божией и приносишь плоды покаяния, тебе нечего смущаться, но надо укрепляться надеждою на Бо-жие милосердие. Ибо истинно кающемуся Бог прощает грехи и в милость Свою приемлет его. Если же ты продолжаешь творить грехи, то спеши отстать от них и покаяться и также утвердить себя надеждою на милость Божию; тогда отпадет и излишний страх смерти, И хотя этот страх смущает и благочестивых, однако же они чувствуют утешающую их благодать Божию, которая ободряет, укрепляет их против страха смерти. Но грешники некающиеся должны трепетать смерти, ибо для нераскаянных, по свидетельству слова Божия, закрыто Небесное Царствие (см.: 1 Кор 6, 9-10; Откр 21, 8; Рим 2, 5}.
9. Для кающегося грешника выздоровление после тяжелой болезни и продолжение жизни есть продолжение милости Божией к человеку. За таковую милость Божию должен он из глубины своей души благодарить Бога. Благоволительно выслушивает Господь молитву, которую в смирении и покаянии произносят к Нему: «Безплодие зря многоболезненныя моея души, еще потерпи, Христе, и не посецы мене, якоже смоковницу оную проклятую».
О служении больным
Хотящему спастись необходимо помнить и не забывать апостольскую заповедь: носите бремена (слав, «тяготы») друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6, 2). Много других заповедей, но ни при одной нет такого добавления: «таким образом исполните закон Христов», Великое значение имеет эта заповедь, и прежде других надо заботиться об ее исполнении, ибо исполнением этой заповеди стяжевается христианское милосердие. Уход за больным требует немалого терпения и выдержки, особенно если имеем дело с нетерпеливыми, требовательными больными. Поэтому и говорят святые подвижники, что «одинаковую получают награду и больной, и служащий ему».
Преподобный авва Дорофей говорит, что «кто разумно служит больным, тот освобождается от страстей» и от борьбы с нечистыми помыслами. Что значит — служить больным разумно? Если кто служит больному за награду, то если с ним случится что-либо скорбное, он легко удаляется от этого доброго дела. Такой служит больному неразумно (т.е. без должного духовного рассуждения). «А разумно служащий (больному) служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце (милосердие), чтобы приобрести чувство сострадания; ибо кто имеет такую цель, тот что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному». И когда случится, что и ты заболеешь, говорит прп. Дорофей, то Бог воздвигнет человека, который послужит тебе, ибо Он оказал: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф7,2).
Преподобный Варсонофий Великий в ответе больному старцу Андрею писал: «Бог да укрепит больного и служащих ему, и делания обоих будут во славу Божию. Чтобы не малодушествовать и не отягощаться (больному и служащим ему), взирайте на конец терпения. Близок Господь, сказавший: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13,5).