Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Неоправданные расчеты на себя

AP.PAVELВ столицу Римской империи было отправлено письмо. Его автор – апостол Павел, а вернее – Бог и апостол Павел. Письмо большое и очень содержательное. Главная его тема: как спасается человек? можем ли мы своими добрыми делами заслужить спасение? И тогда, и теперь к этой важной духовной теме возвращаются – и всегда будут возвращаться – люди. Скрывать нечего – тема трудная. С одной стороны, человек спасается, когда живет по Божиим заповедям. Это очевидно всякому, кто хотя бы чуть-чуть знаком с библейским Откровением. С другой стороны, кто из нас способен безукоризненно исполнять все заповеди Божии? Даже самые ревностные хранители заповедей вынуждены были признать свое несовершенство. Мы знаем это из жизнеописаний многих святых подвижников. Что же получается? Кто может спастись? Как спастись? Апостол Павел дает традиционное для Ветхого Завета объяснение: спасается остаток народа Божия. И вот что он пишет об остатке народа: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 5–6). Это относится к остатку народа Божия, это же относится и к праотцу народа Божия: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Рим. 4: 3–4). Прошло 20 веков.

Читать полностью ...

Исихастская лествица и причины экологического кризиса

HELOVEKЭкологический кризис имеет антропогенные причины. Их законно рассматривать в связи с вопросами антропологического порядка: как представляет человек свое место в мире? как меняется человек и как, соответственно, меняется окружающий его мир? В размышлениях над этими вопросами мы используем ресурсы исихастской аскетической традиции.

Экологические проблемы нашего времени имеют свою предысторию. Новоевропейское сознание выработало представление о человеке безграничном[1], который силой своего «всемогущего» разума способен покорить природу. Таким образом, Вселенная превратилась в неисчерпаемый источник полезного для людей материала. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — так говорили «передовые люди» XIX века[2]. Неудивительно, что XX столетие стало временем острого экологического кризиса. В условиях кризиса звучат иные утверждения. Митрополит Иоанн (Зизиулас) подчеркивает: «Человек занимает место священника в творении (the Priest of creation), поскольку он, или она, по доброй воле обращает его в средство общения с Богом и людьми. Благодаря этому материальное творение не становится средством для достижения индивидуумом удовольствия и счастья, но является священным даром от Бога... Подобное «литургическое» природопользование приводит нас к формам культуры, которые с глубоким уважением относятся к материальному миру, и в то же время сохраняют центральное положение человека»[3] в мире.

Читать полностью ...

ИНТЕРВЬЮ с АЛЕКСАНДРОМ ЕМЕЛЬЯНЕНКО

Боец— Смешанные единоборства, которыми вы и Федор занимаетесь, в народе даже называют боями без правил. Определение не совсем точное — правила там есть, — но все же это гораздо более жесткий вид спорта, чем самбо, дзюдо, греко-римская и вольная борьба, бокс.

— Название это в девяностые придумали. Просто развитие смешанных единоборств в России совпало с появлением в кинопрокате американских боевиков. Там постоянные драки, много крови, ну и смешанные единоборства у людей, мало смыслящих в боевых искусствах, стали ассоциироваться с этими боевиками, и прилипло название «бои без правил». Название неверное — в смешанных единоборствах многое разрешено (удары руками, ногами, стоя, лежа), но есть ограничения, бои судят.

Благодаря смешанным единоборствам весь мир по достоинству оценил самбо — нашу русскую борьбу. Оценил, потому что чаще всего в боях по смешанным единоборствам побеждали именно самбисты.

 Что бы ни говорили критики смешанных единоборств, это замечательный, благородный вид спорта. Каждый мужчина должен в случае опасности защитить женщину, ребенка, старика, слабого. Родину защитить!

Читать полностью ...

Родилась в семье девочка...

ROJDESTVO«Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим — Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда — с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, — доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.   — Рождество Христово знаете? — Еще бы не знать нам Христово Рождество! — А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи… Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке — России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной».

Читать полностью ...

Монахи-воины

SIMONOVOПобеда ополчений великого князя Московского Димитрия Иоанновича над войском Мамая на Куликовом поле стала одной из самых значимых в истории Российского Государства. Однако готовилась эта победа задолго до 1380 года. Еще в 1370 году преподобный Сергий Радонежский, один из главных духовных авторитетов Московской Руси, благословил своего племянника Феодора основать монастырь на реке Москве в Симоново. Сам Преподобный Сергий срубил здесь первый храм и освятил его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно Феодору Симоновскому надлежало стать духовником великокняжеской четы: Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны. Накануне Куликовской битвы по совету духовника великий князь Димитрий отправляется в Троицкий монастырь за благословением к Преподобному Сергию. Преподобный утешает великого князя. И в залог будущей победы вручает ему двух троицких иноков - схимонаха Александра Пересвета и схимонаха Андрея Ослябю, в прошлом брянских бояр и известных богатырей.

Читать полностью ...

Отче Иоанне, Предтече Христов, молись о нас!

Святой пророк Иоанн

Иоанн Креститель

IOANNНе в пышных торжествах, но в строгом посте и сугубой молитве проводят православные люди день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В покаянной молитве вспоминаем мы, как пресыщенным грехом и пиршеством людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка, и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют сегодня нам небесной красотой и неземным величием. 

«…Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому апостолу Христову, и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он ее усладит Христовой благодатью, которую таинственно ниспошлет из горнего мира в твою измученную душу. И когда вы в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегните к нему святому исповеднику, скажите ему, что на сердце вашем, излейте скорби и нужды душевные и будьте уверены, он таинственным, божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех искушений и бед. Но если вам нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире: на тебя нападают люди со всех сторон, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить, уничтожить за то, что ты Христов, хотят, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе, ты тогда вспомни о нем, первом мученике, возопий к Нему: О, святыймучениче, первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся царство Христово святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик Святителей. Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость. Пятница малая, а воскресение великое – воскресение для всех христиан всех веков. И для нас сегодня: и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечно живого на небесах святого Иоанна Крестителя Господня, как он победил смерть, причиненную ему Иродом, как возлетел он в небесный мир, чтобы быть первым, после Богоматери, рядом с Господом Иисусом Христом».

Из проповеди преподобного Иустина (Поповича). Сербия 1964 год

Страх

MOREНа обширном побережье Черного моря много курортных мест. Есть среди них и детский курорт Анапа. Детским я его называю из-за моря. Для маленьких тут очень удобный заход в воду. Такой пологий, что и малышу есть где порезвиться. К тому же под ногами не жесткая галька, а нежный желтый песок. Взрослому человеку, да еще если он охотник на просторе поплавать, тут одно мученье. Бредешь, пробираешься по полосе прибоя, пока вода станет по пояс, потом через десяток метров – по грудь. Еще идешь, наконец дно уходит из-под ног, можно плыть в сторону горизонта. Несколько хороших гребков руками, и вот уже буйки, заплывать за которые не дают спасатели. Мелковато и тесновато великовозрастному пловцу на анапском пляже, а ребенку, конечно, в самый раз. Оттого, я думаю, и детей там за сезон бывает больше, чем взрослых. Короче говоря, отправились мы с Лёхой на три недели в Анапу. Лёха – мой младший брат, ему 12 лет. Я на положении сопровождающего, за все вопросы отвечающего. Жена моя с нами поехать не смогла. Вот мы вдвоем и загораем – вполне успешно. Позади московская сутолока, авиаперелет, заселение, акклиматизация, первые безвылазные в море дни. Встретила нас стихия гостеприимно. Водя чистая и теплая. Через неделю отдыха поднялся ветер, море помутнело. Появились весьма ощутимые волны. Настоящий аттракцион черноморского лета. Накатывает волна, а мы ее уже поджидаем: подбрасывает нас метра на полтора, если не больше.

Читать полностью ...

Пророк Самуил

SAMUIL 1Слово митрополита Антония Сурожского (сентябрь 1981 г.)

«2 сентября мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил. У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших… И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа.

Читать полностью ...

Благодарственный молебен

Молебен в приделе в честь иконы Божией Матери "Три Радости"На праздник Успения Пресвятой Богородицы по окончании Божественной Литургии в центральном приделе нашего храма был отслужен благодарственный молебен.

Напомним, что год назад, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, возобновились богослужения в обновленном Троицком приделе храма. При этом центральный придел был закрыт на восстановительные работы.

За год было проведено много работ: разобраны перекрытия в передней части, а также стены между Троицким и центральным приделами (сейчас между ними временные деревянные перегородки); восстановлены несущие столбы, на которые должен опираться купол Храма;  отштукатурены стены.

Основные работы теперь переместятся в заднюю часть придела, где предстоит разобрать перекрытия — наследие советских времен, а также восстановить своды и хоры.

И конечно же, все мы с нетерпением ждет исполнения нашей общей мечты: возведения купола храма.

Память о суде Божьем

DREVOНе стоит слишком противопоставлять душу и тело, не по-христиански это. Хотя подобное радикальное противопоставление очень даже встречается. Оно получило особое название — антропологический дуализм. Что это за дуализм? Это учение, согласно которому человек состоит из двух противоположностей — души и тела. Радикальные дуалисты добавляют еще, что душу и тело создали два различных бога. Душу создал добрый бог, а тело — злой. Вот почему душа и тело плохо уживаются между собой. Вот почему у души и тела совершенно разные судьбы: после смерти душа освобождается от материальных оков, и человек становится подобен ангелу — чистый дух. Дуализм весьма далек от христианства. Еще и потому, что христианство началось с вести о воскресении Христовом. То есть с веры, что Христова душа после смерти воссоединилась с телом, и вместе с телом Христос вознесся на небеса. Согласно вере апостольской вечная судьба у души и тела — одна, их создал Единый Благой Бог.

Читать полностью ...

Успение

YSPENIEИз Слова на Успение Пресвятой Богородицы архимандрита Кирилла (Павлова) :

"Дорогие братия и сестры, достойным почитанием нынешнего праздника с нашей стороны будет достойное приготовление себя к смерти, а для этого необходимо стараться по мере своих сил побеждать живущий в нас порок как ее причину. Подражая примеру Богоматери, будем идти узким путем, приводящим к жизни вечной. На этом пути необходимо терпение, укрепляясь которым с надеждою на Божию помощь, надо великодушно переносить все несчастья, скорби и болезни, чтобы, устояв на нем, достигнуть нескончаемого блаженства Небесного Царствия. Если мы, подобно Пречистой Деве Марии, свою жизнь проведем в хранении заповедей Божиих, в чистоте духа и тела и постоянном покаянии в своих грехах, то в день нашего успения совершится и над нами дивное чудо, и наш гроб станет лествицею к небу. 
Обратимся же сегодня с горячей молитвой к Богоматери, Которая затем и взошла на небеса, чтобы явиться покровом и Заступницей миру; попросим Ее Материнского покрова над всей нашей жизнью, чтобы заступлением Ее нам всем достигнуть мирной, безмятежной кончины и упокоения с праведными. Помолимся Ей из глубины души и с любовью воззовем к Ней: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая".

Задонский святитель

TIHON ZADONВеликий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования. Н.А. Мотовилов, общавшийся с преподобным Серафимом Саровским и написавшим о нем, был исцелен от беснования молитвами святителя Тихона. Отец Иоанн (Крестьянкин) об этом говорит так:
"Через тридцать с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов его дождался, дождался и исцелился по великой своей вере в самый день открытия мощей Тихона Задонского в 1861 году. Мотовилов стоял в алтаре, молился и горько плакал о том, что Господь не посылает ему исцеления, которого, по обещанию преподобного Серафима Саровского, ждала его душа. Во время Херувимской песни он взглянул на горнее место и увидел святителя Тихона. Святитель благословил Мотовилова и стал невидим. Мотовилов сразу почувствовал себя исцеленным".

Три этапа покаяния

POKAYANIE 1Не приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния. Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва. Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели. Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой). Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно. Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди.

Читать полностью ...

Священномученик Вениамин Петроградский

Священномученик ВениаминВ одном из писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) обращался к опыту новомучеников Российских. Он писал своему знакомому иерею:

 

"Слова священномученика Вениамина звучат нам завещанием, в котором кроется реальная сила для теперешней жизни.

"Веры надо больще, больше ее надо иметь нам, пастырям.

Забыть свою самонадеянность, ум ученость и дать место благодати Божией".

Господи! Умножь в нас веру!" 

В честь Матери Божией

YSPENSKII POSTДорогие прихожане! Начинается Успенский пост. Он продлится с 14 августа по 27 августа. И закончится 28 числа праздником Успения Богородицы. Вот, что писал об этом посте святитель Симеон Солунский (15 век):

"Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".