Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

митр.Иоанн (Вендланд) о Великом Посте

митр. Иоанн (Вендланд)Сегодня, 25 марта, день кончины митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда). Этот человек сыграл большую роль в жизни прот. Глеба Каледы: он благословил его на брак с Лидией Амбарцумовой и он же рукоположил его тайно в священника и благословил создать в московской квартире тайный храм.

Мы публикуем (в немного сокращенном варианте) его проповедь о Великом Посте.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Время Великого поста называется в церковных песнопениях временем делания.

Таким образом, это время надо проводить энергично. Не только в том, чтобы молиться и каяться, заключается задача человека, проходящего святую Четыредесятницу, но еще и в том, чтобы творить дела добра и чтобы быть милосердным.

И вот святой пророк Иоиль говорит о святом покаянии следующие слова: Обратитесь ко Мне (ко Господу Богу) всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив... (Иоил. 2, 12-13).

Читать полностью ...

Иоанн Лествичник

Преподобный родился около 570 года. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и 19 лет sioannlestvichnikвоспитывался под руководством старца Мартирия. Старец Иоанн Савваит умыл ноги иноку Иоанну и целовал его руку, а после того, предсказал, что Иоанн станет игуменом Синайским.

В 35 лет Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой. В 75 лет он был избран игуменом Синайской обители.

По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения – показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это шаги человека к совершенству, которое достигается не сразу, а постепенно.

4 года преподобный Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 г.

Вечная память

Вице-президент Российской академии художеств Михаил Курилко-Рюмин скончался 16 марта на девяностом году жизни. Отпевание было в mkurilko-ryuminпонедельник, отпевали в нашем храме.

Курилко-Рюмин принадлежал к известной династии художников театра. Его отец в течение многих лет был главным художником Большого театра. Сын продолжил дело отца. После возвращения с фронта в 1942 году (он воевал в стрелковой дивизии, был ранен под Курском), М. М. Курилко-Рюмин учился на художественном факультете во ВГИКе. За свою жизнь он оформил свыше 200 драматических и музыкальных спектаклей в различных городах нашей страны и за рубежом. Работал в театрах Москвы - Малом, Художественном, Театре им. Ермоловой, Центральном детском театре, Театре сатиры, театре Российской Армии... С 1962 года возглавлял мастерскую театрально-декорационного искусства в Московском академическом художественном институте им. Сурикова.

Царствие небесное рабу Божию Михаилу!

Царствие небесное (Мк 4:24-34)

growthГосподь Иисус Христос объясняет в притчах, что такое Его Царствие. Так в притче Христос сравнивает Царствие Божие с сельской жизнью. Сеется зерно, появляется росток, потом колос начинает вызревать. И селянин не знает, что при этом происходит, какие биологические процессы идут. Ему и не надо этого знать. Ему надо знать - когда сжать зерно, как его хранить.

Царствие Небесное всевает в наши души Бог маленькими зернышками. И как оно растет, мы не понимаем. Но мы должны понимать, какие условия для его роста надо создать. Элементарно - дать время для роста. После сева проходят месяцы, прежде чем урожай вызреет. Точно так же в духовной жизни нужно время. Поэтому в Православии трехчасовые службы, сорокадневные посты.

Неужели нельзя покороче? Можно. Но тогда не вызреет в людях то, что вызревает медленно. Зерна Царствия Божия растит в нас Бог. Но хорошо в себе эти зерна примечать и заботиться о них. Как? Митрополит Сурожский Антоний говорит: если какие-то строки из Евангелия пробивают сердце верующего, и он всей душой согласен с Христом на этих нескольких строчках, то такие строки стоит замечать, здесь он - Божий. Не так много строчек может оказаться. Но они-то и есть те самые зерна, которые Господь посеял. И они попали в нас на плодородную почву.

Они дальше могут умножаться, если мы будем проводить над ними время, будем уделять этому внимание. Да поможет нам Господь сохранить и приумножить зерна, которые Он всевает, чтобы Царствие Небесное открылось в нас.

40 мучеников

Сорок мучеников СевастийскихСоправитель императора Константина Ликиний подписал закон о свободе исповедания веры, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии. Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.

Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили на лед озера. Мученики начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и воспевая священные гимны Богу.

Утром один из мучившихся вышел из озера и поспешил к бане. Но не успел согреться, а упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал  свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Он собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились.

Память 40 мучеников относится к кругу чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Антиискусство как религия

yahninПредлагаем вашему вниманию интервью, опубликованное на Православие.ру. Тема касается изобразительного искусства, но кое-что относится и искусству вообще, то есть и к литературе, музыке. 

Интервью с художником-авангардистом Андреем Яхниным... В 1990-е годы он был участником крупнейших мировых форумов contemporary art, однако решил уйти из мира искусства после того, как принял крещение. В своей книге «Антиискусство» он изложил личные наблюдения над искусством в XX и XXI веке, которые представляют собой редкий образец того, как возможно переосмыслить созданный современными художниками мир с точки зрения христианина.


– Я родился в семье, далекой от Церкви. Мои родители принадлежали к творческой интеллигенции. У нас в школе физику преподавал Евгений Матусов, который был известен в среде нонконформистов. Он был и немножко поэт, и немножко писатель, и немножко художник. К нам на уроки физики в 9–10 классе приходили какие-то люди: например,  Борис Гребенщиков. Приходил к нам и художник, один из основателей арт-группы «Мухомор», Костя Звездочетов, и другие люди из «тусовки». У нас, детей, из-за этого были мозги набекрень, но было ужасно интересно. Поздняя советская среда отличалась какой-то затхлостью, и подобные встречи были словно свежее дыхание неведомого, волшебного мира. Поступив в Московский архитектурный институт, я понимал, что архитектором быть не собираюсь. Но в институте была та самая свежая атмосфера. Время было непростое, переломный момент конца 1980-х годов. Мы изучали античную архитектуру, русское зодчество, но прекрасно понимали, что с вручением диплома все это закончится, и мы попадем в какие-нибудь НИИ, где будем аккуратно перечерчивать пятиэтажные коробки.

– Известно, что в конце 1980-х годов у наших соотечественников появился огромный интерес к авангардному искусству и андеграунду. Люди узнали, что есть еще что-то кроме соцреализма. Также известно, что кого-то такие поиски привели к Церкви. Каково ваше впечатление о той эпохе? Чем вас привлек авангард?

- Во время учебы в институте мы прочно срослись с андеграундом. Вместе со своими школьными друзьями Г. Абрамишвили, Б. Матросовым и К. Латышевым я образовал группу «Чемпионы мира».

Читать полностью ...

Крестопоклонная

В третье воскресенье Великого поста из алтаря выносится животворящий Крест.krespokl

Он напоминает нам о страданиях Спасителя и вдохновляет на продолжение подвига поста.

Крест остается для поклонения до пятницы. Третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

«Не может быть никакой постхристианской цивилизации»

Из интервью журналу «Нескучный сад». С поэтом Наумом Коржавиным беседует Леонид Виноградов.

korzhavin– В 1989 году вам прислали записку с вопросом о вере, и вы ответили: верю в Бога, но беспартийный верующий.
– Да, тогда я еще не был крещен, хотя давно верил в Бога, во Христа. Не крестился, скорее, по инерции, из-за лени. А потом просто понял, что надо. И в 1991 году – во время очередного приезда в Москву – крестился.

– И в детстве вы верили в Бога?
– Ну что вы, конечно нет. Точнее, когда совсем маленький был, верил. Моя тетка рассказывала мне, что есть Бог, Он хороший, добрый, и мне, в общем, нравился лирический образ Бога. Но потом пошел в детский сад, и нам там сразу сказали: дети, вы все знаете, что Бога нет, Бога выдумали помещики и капиталисты, чтобы обманывать людей, верят в Него только отсталые люди. Я не капиталист и не помещик, а отсталым быть тоже не хотел. Так я "понял", что Бога нет.

Читать полностью ...

Иоанн Кассиан Римлянин

Несмотря на «римство», преподобного Иоанна Кассиана справедливо считают выразителем восточно-христианского монашеского опыта. Он жил на Западе, но sioann kassianпроходил школу монашества на Востоке, в египетской пустыне. Чтобы немного познакомиться с опытом этого святого Отца приведем цитату из его наставлений.

Апостол Павел «свидетельствует, что он одержал победу... говоря: бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое (1Кор 9: 26, 27)... этим апостол представляет себя мужественным борцом со своей плотью ...Он бьется (т.е. постом и усмирением плоти) не так, чтобы только воздух бить (т.е. напрасно раздавая удары воздержания), но духов, находящихся в нем (т.е. страсти и похоти). И поскольку эти виды противоборства он совершил и прошел, будучи пожалован многими венцами, то он достойно вступает в сражение с более сильными врагами и, восторжествовав над первыми соперниками, с надеждою взывает: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6, 12)».

 

Память святого – 29 февраля по старому стилю. Но вспоминаем мы о нем не раз в четыре года, чаще.

Один холст

kristyЭто фотография нашей прихожанки Валентины Михайловны Диффинэ-Кристи, а рядом ее картина.kartina

Царствие небесное рабе Божией Валентине да подаст Господь. 

Григорий Палама, святитель Фессалоникийский

sgrigorypalamaВысоко богословие святителя, трудно постичь его суть, во всей глубине, во всех деталях. Скажем о нем, потому что нужно почтить память святителя, потому что он о важных вещах учил. Как человек может соединиться с Богом?

По сущности не может, ведь тварная сущность человека и нетварная сущность Бога абсолютно различны. Бог – абсолютно иной, Его нельзя приравнять к твари. Однако Бог соединился со Своим творением две тысячи лет назад. Божественная Личность Христа объединила сущность Бога и сущность человека. Благодаря этому, благодаря всему подвигу Сына Божия, человечество может обрести единство с Богом, вплоть до самых высоких степеней единства. И прямое единение человека с Богом происходит – в действии.

Так и учил святитель Григорий - проповедник благодати: божественная энергия (действие) соединяется с человеческой энергией, и человек обретает мистическое единство с Богом, человека Бог просвещает Своим Светом, как Христос Апостолов просветил.

Сколько нас в Москве?

moskvaОбщее количество храмов и часовен в епархии града Москвы и Патриарших подворий в Московской области — 849.

Сложившиеся приходские общины существуют в 316 местах (приходах, подворьях, монастырях).

1180 священнослужителей несут свое служение в пределах Москвы:

14 архиереев (в прошлом году — 19),

879 пресвитеров (в прошлом году — 860),

287 диаконов (в прошлом году — 271).

Вера и дела (Рим 3:28-4:3)

Апостол Павел говорит о том, что не дела, не исполнение заповедей спасают. Человека спасает вера во Христа. Это вызывало много недоумений. yablonyaСколько было споров между католиками и протестантами о том, что спасает: дела или вера? И та и другая точки зрения сильно отличаются от православной позиции, восходящей к Апостолам и святым Отцам. Что же все-таки важнее - дела или вера? Что важнее, внешнее благочестие или внутреннее?

В Древнем патерике приводится вопрос: что важнее - внешнее делание или внутреннее? И авва Агафон на него отвечает: человек подобен дереву, листья - внешнее благочестие, а плод - внутреннее благочестие. Внешнее благочестие состоит в поклонах, пищевом воздержании, ночном бдении. Внутреннее благочестие - это страх Божий, хранение сердца от дурных помыслов. Первое - листья, второе - плод. Если на дереве оборвать все листья, принесет ли оно плод? Нет. А если плодовое дерево богато листьями, но нет на нем плода, какой смысл в таком дереве?

Действительно, наше внешнее и внутреннее благочестие сопряжены неразрывными нитями. Одно следует делать и другого не оставлять, как говорит Сам Господь. Да поможет Он, давший нам эту заповедь, исполнить ее.          

д. Павел

Торжество Православия

torzhpravСовершается в первое воскресенье Великого поста. Было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами.

Из проповеди Митрополита Сурожского Антония:

«Сегодняшний праздник икон говорит нам не только о том, что Бог изобразим, что Бог стал человеком и у Него человеческий лик и образ; но говорит также, как нам надо относиться к тому, что каждый из нас – святая икона Божия. Как должны мы относиться к себе и друг другу, если только мы это понимаем! Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды... Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию. Тогда-то надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию».

Последние беседы владыки Антония

vlantonypbВсе желающие приглашаются в Дом Русского Зарубежья на презентацию книги 

митрополита Антония Сурожского 

«Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы». М: Никея, 2012.

 

Презентация будет 6 марта 2012 г. в 19.00.

Адрес: ул. Нижняя Радищевская, д.2 (м. «Таганская»).

Справки по тел: 915-10-80

400 лет со дня мученической кончины Патриарха Ермогена

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – Смутным временем. Святейший патриарх противостоялsermogen изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России католичество, искоренить Православие, поработив русский народ. 

Более девяти месяцев держали поляки святителя в заточении, и 17 февраля (по ст. стилю) 1612 года он скончался мученической смертью от голода.

Всероссийский святителю, моли Бога о нашей родине!