Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

В Чехии

Уже звучат на Всенощной особые рождественские песнопения – «Христос раждается славите,Прага Христос с Небес срящите...» – возвещающие о приближении праздника. Продолжается пост, и мы готовимся к встрече Рождества Христова. На праздник, мы знаем, существовала в русских деревнях традиция петь колядки, дарить подарки детям.

А как проходит это время в других славянских странах? О традиции, существовавшей в Чехии нам попалась довольно интересная статья, фрагменты которой мы решились вам предложить:) Такие традиции, глубоко народные и семейные, окутывают домашним уютом, от них буквально пахнет пряниками и веет детской радостью, они могут согреть в любые холода.

Vanoce (Рождество) – праздник особый для чешского народа, в нем переплетаются черты фольклорной и книжной культуры, христианство и национальное самосознание. Обычаи празднования Рождества, описанные в текстах периода правления Карла IV (1346 – 1378 гг.) – короля, при котором средневековая чешская культура достигла своего высшего расцвета, – сохранились в народной памяти до сегодняшнего дня, несмотря ни на исторические перипетии, ни на атеистический режим.

Рождество, Тржебоньский мастер, около 1380 г.За четыре недели до Рождества, в день св. Люции, покровительницы музыкантов, прекращались всякого рода публичные увеселения: начинается Advent – рождественский пост. В домах к потолку подвешивались венцы из хвои, украшенные четырьмя свечами, которые зажигали по прошествии первой, второй, третьей недели, так что в рождественскую ночь на венцах горели все четыре свечи. В течении поста на рассвете при зажженных свечах исполняли адвентные песни – т.н. рораты.

Четвертого декабря – в день св. Варвары, в народе именовавшийся барбарками – по деревням от дома к дому ходила закутанная в белое фигура. В одной руке она держала корзину с яблоками, орехами, сушеными сливами и конфетами, которыми угощала детей, а в другой – метлу, чтобы наказывать провинившихся. К барбаркам был приурочен обычай срезать веточку вишневого дерева и ставить ее в доме, если к Рождеству на ней появлялись цветы – быть в доме свадьбе и благополучию.

6 декабря во многих селениях проходили шествия Микулаша. Почитание св. Николая пришло в Чехию из Франции через Германию, и имело особую окраску: святителя считали главным епископом, имеющим право миловать и карать, а также его считали покровителем школьников, поэтому среди подарков, которые дети получали к Рождеству присутствовала фигурка св. Микулаша (непослушные дети подарков были лишены и в вывешенном за окно чулке получали уголь).

Начиная с XIX столетия в чешских домах появилась елка. Но, подлинным символом Рождества в Чехии, всегда оставался Вифлеем.

Первоначально изображения вифлеемской пещеры, где родился Спаситель, устанавливались в церквях. Начиная с XVIII в. эта традиция была общепринятой. Каждый костел стремился сделать «свой» вифлеем самым красивым, самым праздничным. В 1780 г. в одном из самых почитавшихся в Праге костелов – Девы Марии Ангельской – был установлен вифлеем из 18 фигур в натуральную величину, вырезанный двумя пришедшими из Неаполя монахами. Богородица и праведный Иосиф в одеяниях из богатых тканей, Младенец в яслях, весь «интерьер» пещеры, даже овечки в настоящих шкурах – все выглядело словно живое.

Вифлеем занял главное место в убранстве чешских домов, где их ставили за неделю до Рождества, сопровождая это событие разными песнопениями. Чешский классик XIX в. Ян Неруда вспоминал: «Елки в нашем доме не было. Зато у нас был вифлеем.Бумажный, огромный, занимающий целый стол. На горе был раскинут город Вифлеем с огромными европейскими домами и башнями, от него по скале вниз шла тропинка к месту со Святым семейством. Снаружи выстроились пастухи с подарками, поодаль паслись овечки. С другой стороны поблескивал кусок стекла, под ним на желтом песке находились две беленькие гипсовые рыбки – пруд! Новым этот вифлеем я не знал. Бог знает откуда он взялся в нашем доме. Все фигуры поблекли... , но какая во всем этом была красота. Весь год вифлеем хранился на чердаке. В предверии Рождества папенька его доставал и начиналась работа... Старый мох снимался и бросался в печь, а на его месте размещался свежий. Ангелу Gloria менялся поблекший, посеревший парик на белоснежный. Пастухам подклеивали и подкрашивали подарки, меняли на свежие их палки. Повсюду лежали замечательные малюсенькие вещицы, а от печи разносился запах клея. Чудесно!»

Изготовление вифлеема было делом трудоемким, некоторые ремесленники вырезали один вифлеем в течении нескольких лет. Кроме ядра композиции с изображением евангельского повествования, как мы видели выше, в такие вифлеемы включались холмы, леса, мельницы, водоемы и целые европейские городки с их жителями. Среди них кузнецы с молоточками, пекари, замешивающие тесто, шахтеры, добывающие уголь, стирающие белье женщины, играющие дети и т.д. Вереницы фигурок стремятся к вифлеемской пещере, чтобы принести свои дары Младенцу. В зависимости от места изготовления изменялся и состав приношений. В тех областях, где рос виноград и были фруктовые сады, - в дар Младенцу несли корзины яблок и крупные кисти винограда, в лесных краях – грибы, дичь, из тех мест, где было много рек и узер «шли» рыболовы с богатым уловом. Так что внимательный зритель мог установить, откуда родом мастер, изготовивший очередной вифлеем.

Вифлеем для чехов, прежде всего, был символом Рождества. Это было многовековой традицией, но не малое значение имело и то, что вифлеем стал и символом национальной, культурной самобытности. Первые зерна христианской веры были брошены в эти земли учениками создателей славянской азбуки св. равноап. Мефодием и Кириллом. Очень скоро православие встретило жесткое противодействие латинских миссионеров, и Чехия стала католической. Между тем, некоторое воспоминание того, что «силой» насаждалась вера сохранилось, и выявилось в стремлении к сохранению национального языка. При Карле IV в 1348 г. в Праге был основан университет – Каролиниум. В конце XIV в. на чешский язык была переведена Библия, а в 1391 году в знак утверждения права на богослужение на национальном языке, была построена Вифлеемская часовня. Построена с тем, чтобы с ее кафедры проповедь велась на чешском языке. Немецкие городские власти несколько раз пытались разрушить Вифлеем, но пражские ремесленники защищали свою капеллу, хотя позднее в 1786 г. часовня была разрушена (восстановлена в XX в.). Вифлеемская часовня в Праге явилась для чехов с конца XIV в. символом национального противостояния, а народная традиция сделала вифлеемы главным образом чешского Vanoce.

В сочельник тщательно убирали дома, готовили ваночки – сдобные сладкие калачи. Хозяйки спешили испечь их до прихода брусаржа – соломенной куклы, изображающей пекаря, в старом кафтане и белом колпаке. От брусаржа, подброшенного кем-то из соседей, стремились избавиться, незаметно переместив его в другой дом. С раннего времени колядование стало неотъемлемой частью народного празднования Рождества. Подобные обходные выступления объединялись в циклы с определенной последовательностью: Адам и Ева, Ирод, три короля (волхва), Вифлеемская звезда и, наконец, Рождество Христово. Исполнители наряжались в Ангелов, пастухов и с кружкой в руке шли по сельским домам. Сочинителями песен были, в основном, чешские учителя – им народ был обязан сохранением чешского языка и многих национальных традиций. Музыкальная одаренность местных жителей превращала коляды в образцы настоящего искусства. Легендарной фигурой стал во второй половине XVIII столетия учитель Франтишек Иех из местечка Иелемницы. Его участие в исполнении пасторалей и виртуозная игра на кларнете славились далеко за пределами родного края.

(По статье Л.П. Солнцевой Рождество в чешской народной культуре // Религиозный опыт народной культуры. Образы. Обычаи. Художественная практика. М., 2003.)

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря