- Подробности
-
Опубликовано 18.07.2012 00:00
На выставке можно посмотреть эскизы росписи отстроенного к 900-летию Крещения Руси Владимирского собора в Киеве. Этой росписи Васнецов отдал 11 лет жизни. В свое время она так ценилась, что Третьяков счел своим долгом купить для галереи все, что мог – живописные и графические эскизы. Цветных эскизов всего шесть, но это полноценные крупные картины.
Заказ росписи Васнецову мог и не достаться. Руководитель проекта историк А.В. Прахов, выбирая художников, приехал из Киева в Москву, в кармане у него был список из трех имен: Васнецов, Суриков, Поленов. В ночи он отправился на дачу к Васнецову и очень напугал его столь масштабным предложением. «Как! Конкурировать с Рафаэлем, с Мурильо? Критики жизни мне не дадут!», – отмахивался Васнецов. Расстроенный Прахов отправился в город к Сурикову. Тот тоже оказался на даче, правда, сибирской. В Сибирь Прахов ехать не стал, отправил Сурикову подробную телеграмму с предложением и вернулся в Киев. В квартире его ждала телеграмма от Васнецова, который не спал всю ночь: «Если Суриков откажется – оставь работу за мной». Одним словом «Приезжай» – телеграфировал в ответ Прахов.
Оценивая свою работу, в конце жизни Васнецов сделал мужественное и откровенное признание: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем духнашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись - это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы».
Преподаватель Московской духовной академии Михаил Дунаев так отзывался о работе художника: «Васнецов ощутил важное: соборность народной жизни, куда искусство входит неотъемлемой частью. Но художник не знал природы иконописи, основанной на молитвенном подвиге, ибо представлял себе источник вдохновения в одном лишь народном признании... Живопись ХIХ века, при всей искренности стремлений художников, – лишь иллюстрация к Священному Писанию».
Благодаря выставке, проходящей в Лаврушинском переулке, у нас появилась возможность самим оценить этот грандиозный проект, в котором христианская вера встречается с художественным модерном.
Выставка будет работать до сентября 2013 года.