Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Продолжение паломнических заметок

В Палестине, к моему удивлению, живут очень гостеприимные и приветливые люди. Мнеpalestina посчастливилось общаться с двумя христианскими семьями. Но и на улицах, и в транспорте народ доброжелательный и контактный. Особенно дети, которые заговаривают первыми, угощают печеньем и конфетами.

Центр притяжения – Храм Рождества Христова. Какие только народы и в каких только одеяниях не увидишь! Терпеливо стоит длинная очередь в шесть рядов, чтобы войти в пещерку и приложиться к серебряной звезде – месту рождения Спасителя. Мне спешить некуда, впереди несколько дней.

Прихожу рано утром на литургию в греческом приделе. На троне справа восседает архиепископ Феофилакт. На каждое действие батюшка, становясь в Царских Вратах, получает его благословение. На службе некоторое время стоит русский священник, под конец приходит гречанка. Причастница я одна.

Съездила в Иерихон. От центрального вокзала идут маршрутки. Это около 50-55 км. Центр шумный. День жаркий. Прохожу мимо русского музея. В конце ухоженного участка – сикомора, знаменитое дерево Закхея. Два километра до Горы искушения. По дороге пью холодный грейпфрутовый сок, который продает за копейки человек по имени Давид. Пока я пью, он рассказывает о семье. У него 17 детей, из них 11 мальчиков. Ууу-х!

На гору поднимаюсь на подъемнике в кабинке с весёлыми и шумными школьницами. Ну и горластые люди в Палестине.

Поднимаюсь по ступенькам монастырь. Узкий проход между каменными стенами. Справа пещера. В глубине – ещё одна. С неё начиналась жизнь этого монастыря. Прохожу через храм, поднимаюсь по ступенькам. Вот тот камень, на котором молился Господь. Здесь искушал Его дьявол, предлагая все царства мира. В окошко видно Мёртвое море, Иордания. Но тут вваливается группа русских паломников. Бедные. Им надо быстро приложиться, быстро сфотографироваться, быстро подать записки, быстро поставить свечи и бежать к следующей святыне.

Долго нахожусь в монастыре. На выходе меня обступает толпа девчонок, которая вырастает потом раза в три. Они все хотят со мной сфотографироваться. Пока я терпеливо позирую с каждой из них, они радостно прижимаются и трещат, как сороки: «У вас красивые глаза», «Я вас люблю».

С трудом отбившись, спешу в кабинку подъёмника. Спускаюсь вниз с православным румыном, который 15 лет живёт во Франции. Он сетует на то, что раньше можно было в любой стране соцлагеря говорить по-русски, и все понимали. А теперь – всё по-другому. Мы натыкаемся на небольшой сквер с фонтанами и мозаичным полом. Я вижу сикомору, она усыпана плодами. Набираю полную горсть, с удовольствием жую (теперь придётся исповедоваться, что воровала у палестинцев плоды). Валерий с ужасом смотрит на меня: «Да вы что, разве можно это есть?» Спрашиваю стоящего рядом рабочего: «Это можно есть?» – «Да, конечно, это сикомора. Она похожа на инжир».

Расставшись с ним, захожу в румынский монастырь. Потом в центре дедушка по имени Ясир предлагает показать остатки дворца Халифа, разрушенного землетрясением в 8 веке. «Смотрите, какие раньше были стены, – комментирует он, – ширина метр. А сейчас?» Да, какая ширина у наших стен, мы все отлично знаем. После осмотра руин дедушка делает мне бесплатный подарок – везёт на источник Ильи пророка. По его словам, в источнике была солёная вода, но по его молитве она стала сладкой. Приехали. Источник смахивает на канаву. Ясир говорит: «Вы должны окунуть руки и ноги». Ну, раз должна, значит, окуну. Находившимся по пыльным жарким дорогам ногам очень хорошо. Пока я, сидя на дороге, мотаю в воде ногами, Ясир срывает огромный букет ярко-малиновых бугенвилий и даёт мне. Беру, но думаю, куда мне теперь с ним. Возвращаюсь обратно не без приключений, но всё хорошо кончается.

На следующий день нахожу Поле пастушков, посещаю греческий храм, где молюсь, пока не врывается русская группа с громким пением: «Христос воскресе». Они ураганом проносятся по территории, судорожно покупают белые платки по два доллара у мусульманина, торгующего у ворот, и поспешно садятся в автобус. Вот и всё.

Я сажусь на каменную ступеньку у ворот храма. Со мной заговаривает дедушка, торгующий сувенирами. Его зовут Симон Джорж, он христианин. Наливает мне кофе из термоса, дарит сделанную из оливы работу – Рождество Христово. Показывает фотографию жены, она родом из Иордании. Красивая женщина. Через некоторое время он снова одаривает меня всякими безделушками, а потом и вовсе приглашает к себе попить лимонного напитка. Нас везёт его друг, который бодро говорит со мной по-сербски, хотя меня порой за недостатком сербских слов, сносит в английский.

Дома у Ясира нас встречает его красавица-жена. Они наперебой угощают нас домашним печеньем, суют мне крашеные и шоколадные яйца. Симон приносит лимонный сок и литровую бутылку йогурта из настоящего овечьего молока, который они покупают у бедуинов. Симон спешит к своей тележке с сувенирами. На прощанье суёт мне в руку красивый брелок- крест с розовыми камнями. А мы с Диной бредём к центру города и там расстаёмся.

Мой путь – к восьмиметровой бетонной стене, отделяющей Палестину от Израиля. Зрелище удручающее. Окна некоторых домов – всего в нескольких метрах от этого серого монстра. Стена вся разрисована. Каждые несколько метров – истории женщин, переживших налёты израильских солдат. Так дохожу до стоянки такси. Много жёлтых машин. Людей нет, улицы пустынны. Начинается ураган. Поднимается сильный ветер, на горы опускается тёмно-серая мгла. За мной плетётся таксист, предлагая разные маршруты. Я отнекиваюсь, но потом соглашаюсь поехать в монастырь Феодосия Великого. По дороге Луи рассказывает о том, что в Палестине крайне сложно найти работу. Он – дипломированный программист – вынужден работать таксистом. Каждый день нужно платить аренду за машину, он работает без выходных по 20 часов каждый день. А в этот день с шести утра у него не было ни одной поездки. Я смотрю на часы – четыре.

Луи показывает на металлический забор, тянущийся среди полей и гор. По его проводам проходит ток высокого напряжения. Каждый день погибают животные. Вот и монастырь. Выхожу. Ветер сбивает с ног, приходится держать юбку. В воздухе кружатся бумаги, пакеты, банки, ветки, всякий мусор. Ворота закрыты. Монастырь открыт с 9 до 15. Ну, что ж, в следующий раз приеду раньше. На прощанье Луи покупает мне пакет апельсинового сока. А «дома» у нас нет электричества. Сидим при свечах и долго разговариваем о Боге с двадцатитрехлетним палестинским христианином.

 

А утром в четверг 19 апреля я спешу в Иерусалим, чтобы с крестным ходом встретить у источника в Эйн-Кареме икону «Благовещения Пресвятой Богородицы». Закидываю вещи, наскоро перекусываю и еду на автобусе в Горненский монастырь. В горах воздух свежий, чистый. Звонко поют птиц, ухают горлицы. Пестрят яркие алые маки, грациозно высовывают носики бархатные тёмно-коричневые изящные каперсы. Весь монастырь в цветах. Возле Казанского храма – красивые ковры и дорожки из цветов и травы. Подходят батюшки, собираются сёстры, и процессия спускается к источнику. И монахини, и паломницы держат в руках букеты. Вскоре из Русской миссии прибывает машина с иконой. Идут рослые лаврские семинаристы с букетиками в нагрудных карманах подрясников. Матерь Божия в монастырь пожаловала. Я стою у источника, в голове проносится: «И откуда это мне? Матерь Бога моего пришла ко мне». Икону бережно принимают в руки игумения Георгия и одна из сестёр. Вижу греческого митрополита и начальника Русской духовной миссии архимандрита Исидора. Поёт хор. И мы поднимаемся по пути в обитель Горняя. Икону обносят вокруг храма, а затем устанавливают посередине под специально сделанный розовый полог. Рядом с правой стороны прикрепляют игуменский посох. Теперь три месяца Пресвятая Богородица Сама будет управлять монастырём.

А потом служатся вечерня и утреня пасхальным чином. Многочисленные паломники разъезжаются. После трапезы возле храма служится молебен с освящением воды. А затем икону переносят в Троицкий храм. Праздник закончен. Долго ещё сижу в храме. Старенькая монахиня сидит на стульчике. В левом приделе исповедует батюшка. А в середине – та самая икона, которую один раз в году приносят сюда, на место встречи Марии и Елизаветы.

Слава Богу за всё.        

Л.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря