Основные моменты по пальцам пересчитать можно. Если одного опорного момента у нас недостает, это печально. Наше положение становится шатким. Если двух недостает, это чревато катастрофой, рано или поздно.
Приведенные слова Писания проясняют нам, на что именно опирается полноценная христианская жизнь. Перечислим еще раз основные опорные моменты нашей жизни.
Учение Апостолов
Поначалу в Иерусалиме Апостолы учили людей в личных беседах. Шли годы, время апостольского служения подошло к концу, почти все Апостолы стали мучениками. Перед их уходом в вечность учение было записано и составило главную нашу книгу – Новый Завет. Сейчас мы не слышим живого голоса первоверховного Петра на наших улицах. Мы теперь пребываем в учении Апостолов, если постоянно читаем Новый Завет и стараемся жить по нему.
Почти каждый день в церкви за службой звучит отрывок из Евангелия и послания Апостолов. Священники с амвона толкуют эти отрывки. Причем в духовных школах будущих священников учат, чтобы в храме толкования были, прежде всего, святоотеческие, а не свои собственные, пусть даже свои толкования кажутся весьма резонными и чрезвычайно интересными.
Почему так? Святые Отцы стали достойными преемниками Апостолов. Едва ли не самый ранний святоотеческий текст называется не как-нибудь, а «Учение Апостолов» («Дидахи»). Вдумаемся в этот факт. Святые Отцы у нас почитаются за то, что они правильно объясняют людям учение Апостолов, своим убедительным словом и живым примером. Поэтому православные христиане знакомятся с учением Апостолов именно в святоотеческой интерпретации.
Общение
Верно замечено, что христианин в одиночку – это не христианин. Нельзя быть христианином в отрыве от других христиан. Господь основал Церковь, общину, а не разрозненную группу индивидуалистов – приверженцев некой религиозной идеи.
Важность общения понятна на самом элементарном уровне. Нам нужно держаться вместе, поддерживать друг друга, как говорят, морально и материально. Конечно, в Церкви люди общаются не только на уровне бытовой взаимовыручки. В Церкви от человека к человеку передается духовный опыт. Это не пустые слова. Подтвердить их правоту может любой человек, который общался с опытным священником-духовником.
Но не только о духовнике идет речь, о духовном друге тоже. А еще о домашней церкви, семейных отношениях и воспитании детей в вере, о нашей общей молитве на приходской всенощной и о внебогослужебных встречах прихожан.
Проблема нашего времени – горькое одиночество людей. Постоянное наше общение как раз решает эту проблему. Смотрите, как Спаситель поощряет всех: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Если мы протягиваем руку общения собрату во Христе, то Сам Спаситель хотя и невидимо, но действенно присутствует рядом.
Преломление Хлеба
В храме происходит смиренное великое чудо – Евхаристический Хлеб становится Телом Христовым. Принимая его устами и сердцем, мы принимаем – Самого Христа. Причащение… Полноценная духовная жизнь без Таинства Причащения немыслима.
Главное в нашей религии – это не какое-то верование, обычай или ритуал, а Господь Иисус Христос. Вся жизнь христиан выстраивается вокруг Христа.
На Литургию мы приходим в храм встретиться с Христом. Приходим принять Его Тело и Кровь в духовную пищу, приходим стать Христу единокровными и сотелесными, сделаться Ему буквально родными, родной кровью. Приобщиться к Его человеческой природе и к Его Божественной природе, в какой-то мере.
По книге Деяний получается, что в день Пятидесятницы тысячи из народа присоединились к Апостольской Церкви: принесли покаяние, крестились и потом пребывали в преломлении Хлеба. А что сейчас? Мы, крещеные люди, перед Евхаристией совершаем духовное очищение – каемся, подходим на исповедь. Два Таинства, Покаяние и Причащение, присутствуют в жизни православного человека все время, многократно. Эти два Таинства поднимают людей ввысь. Постоянное участие в Таинствах поддерживает нас на пути к небу.
Молитвы
Многие недооценивают домашние молитвы. В древности христиане постоянно пребывали в учении Апостолов… и в молитвах. Современные священники без устали говорят о том же: «Хорошо в день прочитывать одну главу из Евангелия, не забывать про утренние и вечерние молитвы». Священники знают, как трудно посреди городской суматохи выбрать время для всего этого. Непросто, но надо; жизненно необходимо. Иначе наша духовная жизнь лишится двух опорных моментов, станет шаткой.
Храмовые молитвы совершаются по Уставу: есть свои уставные предписания для воскресного всенощного бдения, другие предписания – для рядовой великопостной утрени… При этом домашняя молитва Уставом не регламентируется. Конечно, в молитвословах предлагаются готовые последования молитв утром и вечером, и это хорошо. Священники советуют всем пользоваться молитвословами и порой напоминают, что у ежедневного правила дома могут быть варианты.
Нам надо умудряться у себя дома наладить молитвенную жизнь: в духе покаяния и благодарности приносить Богу свою внимательную молитву – словами святых и своими словами. Мы молимся дома о своих собственных тревогах и радостях, говорим с Богом и святыми открыто, напрямую, ходатайствуем о наших близких. По возможности к домашней молитве мы приглашаем тех людей, с кем живем под одной крышей.
Домашняя молитва очень помогает человеку молиться в храме, и наоборот.
Практические выводы из размышлений
Вернемся к началу: первые христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Это записано в Новом Завете, дабы мы понимали, на что опирается настоящая христианская жизнь.
Зададим себе несколько вопросов. Вот перечислены четыре опорных момента христианской жизни, – все ли перечисленное есть у меня? Чего мне недостает?
Как мне (с Божьей помощью) исправить или улучшить положение дел?
Что я могу начать делать уже сегодня, уже сейчас?
Что можно сделать потом? Или что нужно отложить на потом? Когда это «потом», по моему мнению, будет? Как мне к этому «потом» готовиться? Если не готовиться, то весь разговор о «потом» окажется пресловутыми «благими намерениями».