Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Возвращение иконы

DSC 0175 уменьшенная

Фрагмент иконы (рабочий процесс)

Храм Троицы Живоначальной на Грязех, построенный в 1861 г. по проекту выдающегося архитектора М.Д. Быковского,  много десятилетий украшал одну из центральных и древнейших улиц Москвы – Покровку. Однако в годы трагических событий XXстолетия это величественное здание с монументальным куполом и четырехъярусной колокольней было подвергнуто такой варварской реконструкции, что в его внешнем облике до сих пор с трудом видится его первоначальное предназначение.

Со времени возвращения храма Русской Православной Церкви силами реставраторов и благодаря пожертвованиям прихожан, храм восстанавливается, постепенно обретая прежнее благолепие. Однако, восстановление важных и символических внешних атрибутов для храма –  звонницы и купола – еще остается первостепенной насущной задачей. В отсутствие этих двух существенных частей архитектурного облика церкви, наличие большой, красивой иконы на его фасаде не только является украшением храма, но и обозначает его принадлежность. Изображение же Св. Троицы будет указывать на наименование храма.

Ранее до реставрации фасадов в 2014 г. над южным порталом церкви размещалась фотография иконы Св. Троицы в простом деревянном киоте. По истечении времени она выцвела и утратила первоначальные краски. Взамен прежней решено было сделать икону, выполненную в мозаичной технике, а за основу взять образ Св. Троицы Андрея Рублева.

Обращение к рублевскому образу Св. Троицы было выбрано не случайно, ведь именно эта самая прославленная икона считается вершиной древнерусской живописи. Икона, написанная в середине XV в. смиренным иноком Троице-Сергиева монастыря, вскоре стала величайшим шедевром человечества, а ее автор был причислен к лику святых.

Образ Святой Троицы настолько удался Андрею Рублеву, что даже Стоглавым собором в 1551 году было установлено: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти».

Изготовление храмовой мозаики – сам по себе кропотливый, непростой труд, требующий от художника высокого мастерства. В данном случае автору мозаики пришлось столкнуться с непростой композиционной задачей.

Вот что об этом и о работе в целом пишет искусствовед Коренева А.Н.: «Казалось невозможным вписать близкую к квадрату композицию оригинального рублевского изображения в пространство ниши, которое представляет собой вытянутый прямоугольник с лучковым завершением. Для того, чтобы не пришлось прибегать к обрезке канонического изображения по краям и не добавлять пустого пространства сверху или снизу, что существенно нарушило бы гармонический строй рублевского образа, был использован иной художественный прием. А именно, вытянув фигуры по вертикали и увеличив лики Бога Отца, Сына и Святого Духа, автор мозаики не только сохранил композиционную целостность, но и решил задачи восприятия, свойственные монументальным произведениям. Поскольку мозаика будет установлена на высоте около 5 метров и имеет значительный размер, то вынужденное удлинение фигур является идеальным способом зрительного сохранения пропорций: зритель будет находиться снизу, и визуально изображение за счет угла зрения будет сокращаться, каноническое восприятие пропорций и композиции будет сохранено.

Вместе с удачным композиционно-пространственным решением панно поистине поражает разнообразием и глубиной цветовой гаммы. В этой работе автор сумел в полной мере проявить дарование великолепного колориста.

Круговое движение внутри композиции, заложенное рублевской иконографией здесь мастерски поддержано цветом. Перетекание одного оттенка в другой в одной части панно и перекликание с похожими тонами в другой создают некий цветовой круговорот, в котором невозможно остановить взгляд на чем-то одном. В то же время эффект перетекания был достигнут еще и за счет выбранной техники прямого набора – неровность рельефа создала дополнительную игру светов и теней. Разноцветные кусочки смальты, вместе с неоднородностью поверхности создают ощущение зыбкости, прозрачности и мерцания и невольно дают зрителю почувствовать необъяснимое единство и целостность Троицы.

На этом красочно-переливчатом фоне лики решены более сдержанно, все цветовое богатство панно вращается вокруг них. При этом они поражают мастерски вылепленной светотеневой моделировкой и проработанностью.

В выборе цветов художник строго придерживается канона. Ризы Бога Отца и Святого Духа – голубоватых оттенков, олицетворяющих отблеск горнего мира, риза же Иисуса – пурпурного цвета, цвета жертвы. Гиматий (верхняя одежда) Святого Духа – зеленый, Христа – небесно-голубой. Особенно хочется отметить работу художника над цветом гиматия Бога Отца: золотистые оттенки переходят в розоватые, а голубые в чуть зеленоватые, таким образом, достигается та перламутровость и легкость, где есть все цвета и нет ни одного, так необходимая одеждам Бога Отца, ведь на Земле нет названия цвета для Его одежд».

IMG 5945 уменьшенная 2

 Фрагмент иконы

С давних времен существует традиция украшения икон золотом, серебром и драгоценными камнями, которая уходит корнями в Византию. Мы не могли обойти стороной эти традиции при создании иконы. Благодаря пожертвованиям, сделанным прихожанами нашего храма в знак любви и почитания Святыни, икона была украшена драгоценными и полудрагоценными камнями. 

Работа над иконой длилась с марта по сентябрь 2016 г. Наконец она завершена и очень скоро на южном фасаде Храма Живоначальной Троицы на Грязех мы снова увидим образ Святой Троицы.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря