Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Слово новомучеников #22. Обновленцы против патр. Тихона.

Группа «прогрессивного духовенства», поощряемая ГПУ, решительно взялась за дело «обновления Церкви». Первой своей задачей они видели отстранение от власти патриарха Тихона и создание собственного органа церковного управления.

В этом выпуске мы увидим на какие подлоги и манипуляции они шли, чтобы выдать свои действия за заботу о благе Церкви, а свой захват власти — процессом легитимной её передачи.

слово новомучеников 21. «Надо превратить реформацию церкви в выкидыш». Троцкий

Попытка советских властей подчинить себе Церковь через её главу, свт. Тихона, провалились. Патриарх не пошёл ни на один предложенный ему компромисс.

В марте 1922 года правительство принимает решение изменить тактику, применив метод "разделяй и властвуй". Этим выпуском мы начинаем рассказ об истории искуственно сконструированного властью обновленческого раскола.

Программу по ликвидации Церкви через опору на её "прогрессивные" элементы составил тов. Троцкий.

Слово новомучеников 20. Секретное письмо Ленина членам Политбюро.

Успехи патриарха Тихона в сборе средств на помощь голодающим шли вразрез с действительными планами правительства на кампанию по изъятию церковных ценностей.

После событий в Шуе, Ленин пишет специальное секретное письмо, чтобы скорректировать действия партии в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.

Главная мысль этого письма: "чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".

Слово новомучеников 18. церковного управления (Указ 362).

 

Документ, который мы читаем в сегодняшнем выпуске, не похож ни на один другой в истории Русской Церкви. Указом № 362 от 20 ноября 1920 года допускалось прекращение деятельности высшего церковного управления, потеря всякой связи с патриархом, а также глубокая дезорганизация церковной жизни.

Архиереям на местах (а также мирянам и клиру при их отсутствии) было предписано в любых обстоятельствах инициативно, творчески-свободно выстраивать жизнь Церкви, используя любые имеющиеся возможности. Все постановление проникнуто духом церковной свободы и, более того, доверием к этой свободе.

Слово новомучеников 19. Пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на смерть!

 

«Голодающие Поволжья». Сейчас это словосочетание воспринимается как элемент советской агитации. Тогда же, в 1921–1922 годах под этими словами подразумевались тысячи умерших в день, канибализм, разруха и перспектива ещё более страшного голода в следующем году.

Только общее усилие всего населения страны и неравнодушных людей зарубежом могло переломить ситуацию. Именно в этот момент Советская власть осознала, что настоящим доверием и внутри и вне страны пользуется только Церковь. Патриарху Тихону было разрешено обратиться с воззванием о помощи голодающим ко всем людям доброй воли.

Текст этого воззвания, оглашенного в августе 1921 года с амвона Храма Христа Спасителя, прочтёт председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).

Слово новомучеников 17. Наркомюста о ликвидации мощей.

 

Церковь, объявленная вне закона, по необъяснимым для большевиков причинам не ушла в небытие сама собой. Чтобы подорвать её авторитет среди населения, власти решили ударить в самое сердце народной веры: почитание мощей святых.

Согласно постановлению Наркомюста, которое мы читаем в этом выпуске, «местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий».

Текст постановления (Постановление Народного ко… https://telegra.ph/Postanovlenie-Naro... ) в котором описываются достижения советской власти по борьбе с останками святых и дальнейший план действий в этом направлении, читает преподаватель Богословского факультета ПСТГУ Иван Бакулин.

Слово новомучеников 16. Церковь побеждает, когда ей вредят. Наречение свщмч. Илариона.

 

Признанный церковный учёный, архимандрит Иларион Троицкий всю свою жизнь мыслил как служение Богу и Церкви. Его главным делом была церковная наука, а полем деятельности — пустынная тишина кабинета.

В спокойное время никогда не стремившийся и даже избегавший архиерейской чести архимандрит во время смут и потрясений смиренно принял возложенное на него служение. «Вижу ныне ясно, что велика нужда в делателях на ниве Божией.

Знаю теперь твердо, что воля Божия управляет Церковью и не без Божией воли поставляются в Церковь епископы». Девять полных подвига и трудов лет прожил будущий священномученик после хиротонии во епископы, из которых шесть — в тюрьмах и лагерях.

Слово новомучеников 15. Красиков П.А. Кому это выгодно?

Красный Террор был объявлен в сентябре 1918 года, но его систематическое проведение было затруднено ведением гражданской войны.

Какую политику по отношении к Церкви должно было проводить в этих условиях государство? Должно ли оно опираться на наиболее прогрессивное и готовое к сотрудничеству духовенство и двигаться путём постепенных преобразований Церкви?

Или всё духовество должно быть окончательно упразднено, а религия - отправлена в архив истории? Полемике идеологов нового государства на страницах советских газет посвящен этот выпуск.

Слово новомучеников 13. Свт. Тихон. Обращение в связи с первой годовщиной Октябрьской Революции

5 сентября 1918 года Красный террор был узаконен специальным декретом. «Для внесения большей планомерности» в борьбу с контрреволюцией с этого момента уничтожению должны были подвергаться не частные личности, а отдельные социальные классы во всей полноте.К первой годовщине Октябрьской революции власти надеялись достичь существенных результатов в этой работе.

Патриарх Тихон обратился к Совету народных комиссаров со словом обличения и увещания: «отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая»

Слово новомучеников 12. сщмч. Сергий (Шеин). Доклад на последнем соборном заседании

Поместный Собор 1917 года продолжался весь первый послереволюционный год. Он устраивал церковную жизнь в новом мире и формулировал позицию Церкви в связи с происходящими событиями. Из более чем пятисот его участников около половины впоследствии пострадали за свою веру.

Каждый десятый участник Собора причислен к лику святых Новомучеников и исповедников российских.20 сентября 1918 года на последнем заседании Собора его секретарь Василий Шеин, будущий священномученик Сергий, зачитал доклад, в котором изложил фактические результаты формально объявленной в Советской России политики свободы совести.

В этом тексте мы услышим истории и имена верных, от мирян до епископов, которые были арестованы или убиты за имя Христово.Текст читает преподаватель ПСТГУ, старший научный редактор ЦНЦ «Православная Энциклопедия» Пётр Пашков.