- Подробности
-
Опубликовано 16.06.2013 01:00
Двунадесятый праздник. Служба в тюрьме. Необычно шумно: сразу в несколько групп заключённых разговаривают в полный голос.
Прочитав третий час, я остановился и попросил вести себя потише. Вроде помогло, но не надолго. В начале Литургии было сделано еще одно замечание. Во время чтения Евангелия разговоры достигли своего апогея. Дьякон несколько раз делал долгие выразительные паузы, но их просто никто не замечал.
Пришлось пойти на крайнюю меру: "братие, сюда никто никого насильно не приводил. Кто хочет разговаривать, а не молиться – можно выйти в коридор..." Я знаю, что выход в коридор означает на самом деле отправку обратно в камеру, а этого уж точно никому не хочется. Действительно, разговоры немного приутихли, и до конца службы был слышен по крайней мере только шепот.
* * *
Выше я описал один и, пожалуй, самый вопиющий случай из нашей практики. Но проблема в менее остром виде встречается часто.
Зачем заключённые приходят в храм? Кто-то искренне раскаялся и чувствует потребность в исповеди. Кто-то ещё на воле привык к церковной жизни и участию в таинствах церковных. Кто-то нуждается в моральной поддержке и надеется её получить в тюремной церкви. Кто-то думает, что решение суда изменится, если он поставит свечки перед нужными иконами. Кто-то приходит сюда с тем, чтобы просто сменить обстановку. Последних двух куда больше, чем двух первых.
Вот, например, молодой парень всю службу стоит молча и задумчиво... жадным взглядом рассматривая городскую зелень за окном. Наверно, окна его камеры выходят во внутренний двор, где видны лишь ободранные каменные стены. Его сердце там, за забором и за колючей проволокой, а не здесь, в храме. Можно ли его осудить?..
С другой стороны, давайте задумаемся: а что есть церковная служба лично для нас? Не бывает ли с нами, что и мы приходим в храм, чтобы пообщаться с друзьями-прихожанами? Или стоим на службе равно и благоговейно, крестимся "впопад", но мыслями – на работе, в отпуске, на даче?
Не получается ли, что часто и для нас служба – неудачный концерт, который отлично подходит для смены обстановки, обдумывания каких-то вопросов и проблем и который без ущерба можно пропустить мимо ушей? Или, как в ситуации со свечками, это лишь некое средство для получения желаемого?
Между тем, соборная церковная молитва – это полнота молитвенного общения с Богом. И мы имеем прекрасные примеры подлинного отношения к Богу. Вот, например, несколько фрагментов из книги арх.Софрония (Сахарова) о старце Силуане Афонском:
Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.
Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.
Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь, ибо имя Господне сладко и вожделенно для души молящегося и согревает душу любить Бога.
Господи, Господи, дай силу Твоей благодати, да познают Тебя все народы Духом Святым и да хвалят Тебя в радости, как мне, нечистому и мерзкому, Ты дал радость желания Твоего, и влечется душа моя к любви Твоей день и ночь ненасытно.
Будем же молиться Богу, чтобы Он дал нам и окружающим нас "радость желания Своего", чтобы влеклись наши души к Нему ненасытно.