- Подробности
-
Опубликовано 11.12.2011 00:45
После того как наш храм был закрыт решением Моссовета 10 декабря 1929 г., все имущество храма было описано. Составили ликвидационную летопись, куда внесли утварь храма: иконы, кресты, паникадила. Малая часть имущества храма Святой Троицы была передана в другие храмы, но в настоящее время местонахождение этих святынь, за исключением аналойной иконы Пресвятой Богородицы «Три Радости», неизвестно. В ликвидационной ведомости написано, что в нашем храме была икона Покрова, которая имела высоту примерно 3 аршина, ширину 2 аршина 8 вершков (213х177 см).
По документам, имеющимся у нас, икона Богородицы была перенесена в наш храм из часовни на Покровских воротах Белого города, около которых с XVI века стоял наш храм. Часовня была ликвидирована во второй половине XVIII в. одновременно с разборкой стен Белого города.Скорее всего, судя по размерам, икона была не внутри часовни, а снаружи над проездными воротами. Также как иконы на кремлевских башнях, две из которых – икона Спасителя и Святителя Николая – недавно были отреставрированы и вновь освящают наш Кремль. Размеры икон на кремлевских башнях практически совпадают с размером иконы Покрова (икона Спасителя имеет высоту 230 см).
В память о старинной иконе Покрова Пресвятой Богородицы нашего храма было решено написать икону в размер утраченной. Если икона Покрова была над проездными воротами, то фигура Божией Матери должна была быть крупной, так, чтобы читаться издалека. Но, поскольку новая икона предназначалась для пребывания в храме, поэтому её иконография решалась заново, тем более что вид первоначальной иконы неизвестен.
Действие на иконе как бы разворачивается здесь, в храме Святой Троицы на Грязех. Снизу мы видим иконостас, похожий на тот, который был до закрытия храма, сверху бежевый купол храма и немного правее колокольня – это Храм Троицы на Грязех в том виде, в котором его перестроили в середине XIX в. Купол и верхние ярусы колокольни были снесены в советское время.
Если выйти из храма и повернуть направо в сторону Кремля, то у Потаповского переулка сейчас сквер, а на месте этого сквера стоял дивный храм Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, он изображен на иконе справа. Храм, как выступающий на проезжую часть и мешающий движению, в 1936 г. был разрушен. Этот храм известный московский архитектор Баженов ставил в один ряд по значимости для национальной культуры с храмом Василия Блаженного. Другой известный архитектор Растрелли специально приезжал, обмерял и изучал этот храм. Ф. М. Достоевский, когда приезжал в Москву, на вокзале сперва садился на извозчика, чтобы проехать мимо храма Успения Божией Матери на Покровке.
Далее по пути на запад находится Кремль с кремлевскими соборами и Храм Христа Спасителя, которые тоже изображены на иконе. Икона писалась в Зачатьевском монастыре, и в левом верхнем углу находится собор Зачатьевского монастыря.
Пресвятую Богородицу во время явления сопровождали множество святых и Ангелов, из которых поименно названы только Иоанн Креститель и Апостол Иоанн Богослов, поэтому в выборе иконографии остается большая доля свободы. Для Господа не существует временной преграды, для Него все происходит в едином времени, и на иконах без какого-то противоречия можно изображать вместе святых, начиная со времен Апостолов и до новопрославленных святых. Поэтому на иконе изображены, казалось бы, совершенно разные святые, которых объединяет близость к истории нашего храма. Конечно, новая икона отличается от старой.
На нашей иконе изображены справа – свт. Николай, так как наш северный придел был освящен в честь него, выше – свт. Филарет Московский, который дважды освящал наш храм. После нашествия Наполеона вся Москва перестраивалась, и хотя наш храм не пострадал, он тоже перестраивался на средства ктитора купца Ивана Борисовского. После этого свт. Филарет освящал храм, и сохранилось слово, которое в 1826 г. сказал на освящение святитель [1]. Второй раз в середине XIX века храм был перестроен по желанию ктитора Ефграфа Молчанова, и в 1861 г. свт. Филарет снова освящал храм.
Далее справа в верхнем ряду изображена Великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в октябре 1914 г. посещала лазарет раненых воинов при храме Святой Троицы. Правее находится дедушка настоятеля храма о.Иоанна Каледы священномученик Владимир Амбарцумов, а также почитаемые в нашем приходе святые Петр и Феврония Муромские, отдельная икона с частицей мощей которых есть у нас. Нижний ряд – царственный страстотерпец Николай, в 1912 г. он был на открытии Бородинской панорамы, которая была первоначально фактически на землях нашего храма. Бородинская панорама простояла на этом месте до 1915 года, затем была перевезена на Урал и только в 1962 г. была помещена на современное место на Кутузовском проспекте. Рядом царственным страстотерпцем святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский, без которых не может обойтись ни один русский храм.
С левой стороны изображены почитаемые в нашем храме свт. Спиридон Тримифунтский и мученик Трифон. В день празднования мученика Трифона 14 февраля была иерейская хиротония о.Иоанна. Левее в нижнем ряду находится свт. Тихон Московский, который по имеющимся сведениям в нашем храме любил служить. Еще левее – св. благоверный князь Даниил Московский, хозяин Москвы. В верхнем ряду слева – священномуч. Владимир, митрополит Киевский, который в течение 12 лет был митрополитом Московским, возможно, служил в нашем храме. Далее свт. Лука (Войно-Ясенецкий), почитаемый в нашем храме, далее прп. Мария Египетская, прп. Давид Гареджийский, особо почитаемый в нашем храме, свт. Евфимий Новгородский. В 1996 г. по благословению Патриарха Алексия о.Иоанн два с половиной месяца нес послушание у раки свт. Евфимия Новгородского в Николо-Вяжищском ставропигиальном женском монастыре под Новгородом.
На иконе не хватает двух святых. Во-первых, св. праведного старца Алексия Московского, с именем которого по существу связана вся Покровка. Например, в прогимназии при храме Живоначальной Троицы на Грязех он преподавал закон Божий. Во-вторых, на иконе нет святого, который связан с нашим храмом – это св. праведный Иоанн Кронштадский. В 1894 г. он у молился у нас на крестинах ребенка из семьи Оловянишниковых.
Таким образом, наша икона собирает в себе историю нашего храма.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы писалась под руководством Ларисы Николаевны Аксеновой. Доска для иконы Покрова была большой и не могла поместиться в домашней комнате, поэтому м.Иулианию, настоятельницу Зачатьевского монастыря, просили выделить комнату для написания иконы в монастыре. Когда икона была написана, м. Иулиания попросила Ларису Николаевну написать иконы для монастыря – таким образом возникла иконописная мастерская, которую сейчас возглавляет Лариса Николаевна, и работе которой принадлежит большинство икон в новом соборе Зачатьевского монастыря. Ларисой Николаевной в нашем храме написаны еще две иконы: вмч. Пантелеимона и мученика Вонифатия. Киот для иконы Покрова делал Юрий Соколов.
[1] Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Том III. 1826-1836. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязях