Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Наша храмовая икона Покрова

После того как наш храм был закрыт решением Моссовета 10 декабря 1929 г., все имущество храма было описано. Составили ликвидационную летопись, куда внесли утварь храма: иконы, кресты, паникадила. Малая часть имущества храма Святой Троицы была передана в другие храмы, но в настоящее время местонахождение этих святынь, за исключением аналойной иконы Пресвятой Богородицы «Три Радости», неизвестно. В ликвидационной ведомости написано, что в нашем храме была икона Покрова, которая имела высоту примерно 3 аршина, ширину 2 аршина 8 вершков (213х177 см).

Икона Покрова Пресвятой БогородицыПо документам, имеющимся у нас, икона Богородицы была перенесена в наш храм из часовни на Покровских воротах Белого города, около которых с XVI века стоял наш храм. Часовня была ликвидирована во второй половине XVIII в. одновременно с разборкой стен Белого города.Скорее всего, судя по размерам, икона была не внутри часовни, а снаружи над проездными воротами. Также как иконы на кремлевских башнях, две из которых – икона Спасителя и Святителя Николая – недавно были отреставрированы и вновь освящают наш Кремль. Размеры икон на кремлевских башнях практически совпадают с размером иконы Покрова (икона Спасителя имеет высоту 230 см).

В память о старинной иконе Покрова Пресвятой Богородицы нашего храма было решено написать икону в размер утраченной. Если икона Покрова была над проездными воротами, то фигура Божией Матери должна была быть крупной, так, чтобы читаться издалека. Но, поскольку новая икона предназначалась для пребывания в храме, поэтому её иконография решалась заново, тем более что вид первоначальной иконы неизвестен.

Действие на иконе как бы разворачивается здесь, в храме Святой Троицы на Грязех. Снизу мы видим иконостас, похожий на тот, который был до закрытия храма, сверху бежевый купол храма и немного правее колокольня – это Храм Троицы на Грязех в том виде, в котором его перестроили в середине XIX в. Купол и верхние ярусы колокольни были снесены в советское время.

Если выйти из храма и повернуть направо в сторону Кремля, то у Потаповского переулка сейчас сквер, а на месте этого сквера стоял дивный храм Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, он изображен на иконе справа. Храм, как выступающий на проезжую часть и мешающий движению, в 1936 г. был разрушен. Этот храм известный московский архитектор Баженов ставил в один ряд по значимости для национальной культуры с храмом Василия Блаженного. Другой известный архитектор Растрелли специально приезжал, обмерял и изучал этот храм. Ф. М. Достоевский, когда приезжал в Москву, на вокзале сперва садился на извозчика, чтобы проехать мимо храма Успения Божией Матери на Покровке.

Далее по пути на запад находится Кремль с кремлевскими соборами и Храм Христа Спасителя, которые тоже изображены на иконе. Икона писалась в Зачатьевском монастыре, и в левом верхнем углу находится собор Зачатьевского монастыря.

Пресвятую Богородицу во время явления сопровождали множество святых и Ангелов, из которых поименно названы только Иоанн Креститель и Апостол Иоанн Богослов, поэтому в выборе иконографии остается большая доля свободы. Для Господа не существует временной преграды, для Него все происходит в едином времени, и на иконах без какого-то противоречия можно изображать вместе святых, начиная со времен Апостолов и до новопрославленных святых. Поэтому на иконе изображены, казалось бы, совершенно разные святые, которых объединяет близость к истории нашего храма. Конечно, новая икона отличается от старой.

На нашей иконе изображены справа – свт. Николай, так как наш северный придел был освящен в честь него, выше – свт. Филарет Московский, который дважды освящал наш храм. После нашествия Наполеона вся Москва перестраивалась, и хотя наш храм не пострадал, он тоже перестраивался на средства ктитора купца Ивана Борисовского. После этого свт. Филарет освящал храм, и сохранилось слово, которое в 1826 г. сказал на освящение святитель [1]. Второй раз в середине XIX века храм был перестроен по желанию ктитора Ефграфа Молчанова, и в 1861 г. свт. Филарет снова освящал храм.

Далее справа в верхнем ряду изображена Великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в октябре 1914 г. посещала лазарет раненых воинов при храме Святой Троицы. Правее находится дедушка настоятеля храма о.Иоанна Каледы священномученик Владимир Амбарцумов, а также почитаемые в нашем приходе святые Петр и Феврония Муромские, отдельная икона с частицей мощей которых есть у нас. Нижний ряд – царственный страстотерпец Николай, в 1912 г. он был на открытии Бородинской панорамы, которая была первоначально фактически на землях нашего храма. Бородинская панорама простояла на этом месте до 1915 года, затем была перевезена на Урал и только в 1962 г. была помещена на современное место на Кутузовском проспекте. Рядом царственным страстотерпцем святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский, без которых не может обойтись ни один русский храм.

С левой стороны изображены почитаемые в нашем храме свт. Спиридон Тримифунтский и мученик Трифон. В день празднования мученика Трифона 14 февраля была иерейская хиротония о.Иоанна. Левее в нижнем ряду находится свт. Тихон Московский, который по имеющимся сведениям в нашем храме любил служить. Еще левее – св. благоверный князь Даниил Московский, хозяин Москвы. В верхнем ряду слева – священномуч. Владимир, митрополит Киевский, который в течение 12 лет был митрополитом Московским, возможно, служил в нашем храме. Далее свт. Лука (Войно-Ясенецкий), почитаемый в нашем храме, далее прп. Мария Египетская, прп. Давид Гареджийский, особо почитаемый в нашем храме, свт. Евфимий Новгородский. В 1996 г. по благословению Патриарха Алексия о.Иоанн два с половиной месяца нес послушание у раки свт. Евфимия Новгородского в Николо-Вяжищском ставропигиальном женском монастыре под Новгородом.

На иконе не хватает двух святых. Во-первых, св. праведного старца Алексия Московского, с именем которого по существу связана вся Покровка. Например, в прогимназии при храме Живоначальной Троицы на Грязех он преподавал закон Божий. Во-вторых, на иконе нет святого, который связан с нашим храмом – это св. праведный Иоанн Кронштадский. В 1894 г. он у молился у нас на крестинах ребенка из семьи Оловянишниковых.

Таким образом, наша икона собирает в себе историю нашего храма.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы писалась под руководством Ларисы Николаевны Аксеновой. Доска для иконы Покрова была большой и не могла поместиться в домашней комнате, поэтому м.Иулианию, настоятельницу Зачатьевского монастыря, просили выделить комнату для написания иконы в монастыре. Когда икона была написана, м. Иулиания попросила Ларису Николаевну написать иконы для монастыря – таким образом возникла иконописная мастерская, которую сейчас возглавляет Лариса Николаевна, и работе которой принадлежит большинство икон в новом соборе Зачатьевского монастыря. Ларисой Николаевной в нашем храме написаны еще две иконы: вмч. Пантелеимона и мученика Вонифатия. Киот для иконы Покрова делал Юрий Соколов.

[1] Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Том III. 1826-1836. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязях